Влияние войны на экономику страны. — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Влияние войны на экономику страны.

2019-12-17 233
Влияние войны на экономику страны. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

На состояние промышленности действовала общая дезорганизация внутреннего товарооборота, нарушение работы транспорта, вследствие чего наступили перебои с доставкой сырья и топлива. Произошло значительное сокращение экспорта, что отразилось на лесной и рыбной промышленности, пушному промыслу, маслоделию. В промышленном производстве ощущалась нехватка станков и оборудования. Работа химической, текстильной, кожевенной продукции оказалась затруднена в результате снижения импорта хлопка, кож, красителей, другого химического сырья.

В результате того, что уже в первый год войны была потеряна Польша и часть северо-западных губерний, уменьшилось общее число предприятий, что отразилось на промышленном потенциале угольной, текстильной, горнодобывающей, металлообрабатывающей отраслей промышленности.[10]

Постоянной тенденцией в военные годы стало закрытие и остановка производства из-за недостатка сырья, топлива, оборудования, кадров. Особенно этот процесс коснулся мелких предприятий, не обслуживавших военные нужды. Зато динамично развивались отрасли промышленности, занятые выпуском оружия, боеприпасов, материального обеспечения армии.

Неравномерность развития была характерна и для промышленности отдельных регионов. К примеру, на Урале производство выросло на 40%, в Приволжском регионе – на 77%, а в Центрально-Черноземном – на 208%.[11]

Также в годы войны возросло количество рабочих, особенно на государственных предприятиях, кроме того нехватка рабочих восполнялась за счет женщин, подростков и использования труда военнопленных. Но, естественно, вследствие этого общий уровень квалификации рабочих значительно снизился.

Сельское хозяйство также испытывало с начала войны большие трудности: прекращение торговых связей с мировым рынком, куда вывозились хлеб, лен, конопля, масло и др., лишили сельское хозяйство главнейшего источника доходов. Вследствие этого сокращались посевы. Аграрный комплекс испытывал серьезный недостаток мужских рабочих рук в результате мобилизации. Кроме того, для армии реквизировали лошадей.

В годы Первой мировой войны Россия столкнулась с обострением продовольственного вопроса. С увеличением численности рабочих росло потребление хлеба в промышленных центрах. Развитию продовольственного кризиса содействовали сокрытие излишков хлеба, нарушение его перевозок и плохая организация распределения. В этих условиях для налаживания продовольственного снабжения армии и тыла требовалось строгое регулирование цен, поддержка деревни, организация доставки продуктов питания в города, особенно индустриальные центры. Трудности хлебных заготовок на рубеже 1916— 1917 гг. привели к снижению его поступления на фронт.[12] Произошло также снижение обеспеченности страны мясопродуктами, сахаром и другими продуктами.

За годы войны в России развился кризис железнодорожного транспорта из-за недостаточного количества железнодорожных линий. Оставляло желать лучшего и их качество: слабая густота, низкая доля двухколейных дорог, недостаток усовершенствованного железнодорожного полотна и числа железнодорожных мостов с металлическими конструкциями. Во многом нарушениями в работе железнодорожного транспорта было вызвано возникновение хозяйственного кризиса в стране. 1/3 часть дорог была передана военному ведомству для проведения мобилизации, доставку вооружения и пр. Вследствие этого резко снизилось обеспечение всего огромного пространства страны, к примеру, в декабре 1914 года из-за нарушения подвоза топлива остановилась работа 13 доменных печей.[13]

В 1915 г. произошло полное расстройство железнодорожного транспорта. Оно было вызвано, во-первых, отступлением армии, сопровождавшимся перемещением военных складов, техники, массовой стихийной эвакуацией предприятий, людей из западных и юго-западных областей империи. Во-вторых, широкая мобилизация промышленности для работы на оборону вызвала усиленные перевозки топлива, сырья, продовольствия. Рост заводского строительства увеличил перевозки строительных материалов, оборудования, топлива. В итоге были нарушены все графики движения, что привело к снижению вывоза топлива, металла, продовольствия из производящих районов.

В связи с ростом производства вооружений увеличился спрос на металл. Большинство заводов сокращало прокат металла из-за нехватки топлива и сырья. Рост выпуска металла на отдельных предприятиях не компенсировал систематического общего падения производства в отрасли в целом. Дефицит топлива сопровождался ростом цен на него. Сильнейший топливный кризис, во многом обусловленный плохим подвозом топлива, страна пережила в сентябре-декабре 1915 г.

Вынужденное сосредоточение всей промышленной деятельности на военном производстве разрушало внутренний рынок. За несколько месяцев в тылу образовался дефицит промышленных товаров. Вследствие этого крестьяне сократили поставки в города, в результате чего цены на сельскохозяйственную продукцию выросли так же быстро, как и на промышленные товары.[14]

Таким образом, отличительной чертой отечественной индустрии в годы Первой мировой войны явилась огромная разница в динамике отдельных производств и отраслей промышленности. В одних происходил колоссальный рост производства (например, в химической промышленности, не считая первого года войны), но при этом в некоторых других отраслях рост был минимальным или отсутствовал вовсе. Такая разнохарактерность динамики различных отраслей и производств создавала неустойчивость промышленности. Транспортный кризис, топливный и металлический голод, отсталость сельского хозяйства, перебои с поставкой продовольствия привело к разрастанию серьезнейшего экономического кризиса в России.


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.