Парадокс дыхания и парадокс ума — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Парадокс дыхания и парадокс ума

2019-11-11 171
Парадокс дыхания и парадокс ума 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Теперь мы должны задаться вопросом: что такое прана и тождественна ли прана самому сознанию? Во всех традициях медитации дыхание занимает центральное место в развитии осознанности, поэтому при обсуждении механизма дыхания нельзя не коснуться темы ума. Йоги считают, что дыхание (прана) и ум (читта) тесно взаимодействуют и идут бок о бок, как две рыбы в косяке. Если механика дыхания «перевернута сверху вниз», то сознание «вывернуто наизнанку». Это связано со способностью ума воспринимать вещи и явления внешнего мира при неспособности воспринимать самого себя. В этом ум подобен глазу, который смотрит вовне и не видит собственной формы. Одна из главных целей йоги – научить сознание обозревать себя, а в силу инвертированного действия ума решить эту задачу чрезвычайно трудно. Тибетский мастер медитации традиции дзогчен Тулку Урген Ринпоче описывал осознанность следующим образом:

«Видение» этого недвойственного сознания составляет ядро всей йогической практики и заключается в обращении вспять «вывернутого наизнанку» действия повседневного ума. В медитации дзэн такой разворот достигается за счет обратного движения, удивительно точно описанного как «шаг назад» или «направление лампы осознания на себя».

Для йогов пранаяма является главным средством работы с парадоксальной природой ума. В ходе пранаямы мы учимся дышать так, что в практике задействуется перевернутое сверху вниз движение при вдохе и выдохе. Если пранаяма направлена на дыхание, то цель медитации – «обратить свет лампы осознания» на самого себя. В практике йоги эта задача решается прежде всего за счет слияния или взаимопроникновения ума и дыхания. Когда читта и прана сливаются воедино, ум начинает видеть свою недвойственную сущность.

Взаимодействие дыхания и разума отсылает нас к некоторым первоисточникам учения йоги. В Упанишадах прана выступает как сама сущность бытия. Огромная и всепроницающая, она «меньше малого и больше большого», как говорится в «Катха-упанишаде». Это сила жизни, заключенная и в перекати-поле, и в движениях звезд, и в биении сердца рыбы. Она считается одновременно и источником любой физиологической активности, и творческим аспектом мироздания. Она представляет собой саму жизнь и при этом является бескрайним безличностным началом, в котором в конце концов растворяется все сущее.

Связать вместе ум и дыхание – главная задача всей йогической тренировки, и это выделяет телесно-духовную дисциплину йоги из ряда других практик, задействующих механизм дыхания, как то: поднятие веса, плавание, ритмическая гимнастика и пилатес. При занятиях всеми этими дисциплинами необходимо внимательно следить за дыханием, однако они не преследуют цели соединить дыхание и сознание, чтобы практикующий слился с безграничной, не поддающейся описанию полнотой бытия. В йоге осознанное, поглощающее дыхание позволяет прана-читте воспринимать себя безбрежной. Это состояние неразделенного осознания, переживание всеобщего единства, или самадхи. Так завершается процесс алхимического слияния праны и читты.

Практика. Река дыхания

Когда на своих занятиях я говорю о неразрывной связи между умом и дыханием, мне нравится проводить аналогию с листом (ум), падающим в реку (дыхание). Когда разум замирает в потоке дыхания, как лист, покачивающийся на воде, когда мы следуем за своим дыханием, ни на что не отвлекаясь, в нашей душе воцаряется чувство глубокого покоя. Данная практика позволит вам пережить состояние, когда ум поглощается потоком дыхания.

Сначала примите удобное положение сидя, так чтобы таз был приподнят на 15 см над поверхностью пола. Сосредоточьте внимание на равномерном потоке дыхания. Позвольте краям диафрагмы свободно двигаться. Войдите в реку своего дыхания. Пусть дыхательный процесс протекает непрерывно, как текущая вода. Двигайтесь по течению реки дыхания, вверьте себя ему. Время от времени ее русло может извиваться, но текучая природа дыхания будет оставаться неизменной. Не торопите этот поток, позвольте ему течь в естественном темпе. Через 5–10 минут медитации представьте, что течение реки дыхания замедляется. Подобно тому как реки постепенно становятся шире и глубже, пусть и журчание вашего дыхания станет тихим и неторопливым.

Затем представьте, что ваш ум – это лист, падающий в поток дыхания. Позвольте ему погрузиться, всплыть, покачаться на поверхности и отдаться течению. Куда бы ни струился поток дыхания, лист сознания последует за ним. Теперь лист и вода, ум и дыхание движутся как единое целое. Обратите внимание на движения листа на вдохе и на выдохе. Почувствуйте, как плавно плывет сознание по реке дыхания. Наконец ощутите, как ваш ум наполняется чувством легкости и спокойствия. Оставайтесь в положении сидя 20 минут, затем лягте в шавасану, чтобы расслабить спину.

В этой главе мы изучили диафрагму, важную линию разграничения в человеческом теле. При этом мы совершили переход из темных подземных глубин брюшной полости в более просторную область, где находится сердце, горло и мозг. Продвигаясь к структурам, расположенным над диафрагмой, мы вступили в сферу более тонких телесных ритмов. По мере нашего странствия через систему чакр к самой вершине позвоночника мы выйдем за пределы материального мира и будем все дальше углубляться в царство духовных вибраций. В этой главе мы познакомились с метафизической связью между дыханием, праной и сознанием. Приступая к изучению верхних чакр, мы будем продвигаться ко все более тонким слоям человеческого тела. Железы, нервы и органы чувств, связанные с верхним отделом позвоночного столба, отличаются чрезвычайной восприимчивостью. Мы увидим, что чем выше сложность и чувствительность телесной структуры, тем более она уязвима.


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.