Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Топ:
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Интересное:
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Дисциплины:
2019-11-11 | 158 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Проблемой способностей занимались: Гальтон (евгеника), Штерн (конвергенция задатков с внешн.усл.), Бине (интеллект.спос.). отечественные: Теплов, Рубинштейн, Платонов, Шадриков.. Теплов говорил:
1. Под способностями он подразумевал индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого;
2. К способностям не могут относиться совершенно все, любые особенности человека; способностями можно называть только такие особенности, которые имеют отношение к выполнению какой-либо (или нескольких) деятельностей;
3. Способности не могут сводиться к уже приобретенным знаниям, умениям и навыкам.
В психологическом словаре А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского приводится сходное определение способностей: «Способности — это индивидуально-психологические особенности человека, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности».
По мнению К.К. Платонова, способностями являются стойкие, способные, однако, изменяться в различных условиях воспитания индивидуально-психологические качества личности, которые актуализируются в определенном виде деятельности, степень соответствия данной личности требованиям этой деятельности.
Также С.Л. Рубинштейн говорит о том, что способность не может существовать сама по себе; способность всегда есть способность к чему-либо, к какой-либо деятельности.
Таким образом, в отечеств.псих.способности рассм.в неразрывной связи с деятельностью.
Уровни развития способностей:
1.задатки - врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, мозга, которые составляют природную основу развития способностей. Это не способности, а предпосылки к развитию определенных способностей. Наличие задатков еще не гарантирует наличие способностей. К тому же, один и тот же задаток может развиваться в различные способности при благоприятных условиях. Способность исходит из требований деятельности и, будучи способностью к деятельности, она в ней и формируется; способность формируется в труде и обучении.
|
2.собственно способности. Способности — это индивидуально-психологические особенности человека, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности. Однако, отдельная способность не в состоянии обеспечить успешность какой-либо деятельности.Для этого необходимо сочетание нескольких способностей.
Способности обладают возможностью компенсации. Т.е. дефицит какой-либо способности может быть восполнен за счет другой, более развитой у данного человека. Так, слабость одной способности не означает непригодность человека для деятельности, связанной с этой способностью.
Для развития способностей необходимо, чтобы деятельность человека носила творческий характер, имела оптимальный уровень сложности, необходимо наличие устойчивой мотивации и положительного эмоционального настроя в ходе и по окончании выполнения деятельности.
3. Одаренность является сочетанием ряда способностей, которое обеспечивает успешность и своеобразие выполняемой деятельности. Б.М. Теплов считал, что одаренность – не просто сумма способностей, а качественное образование. Эти способности не просто сосуществуют, но взаимодействуют и качественно изменяются в зависимости от наличия и степени развитости друг друга. По мнению Б.М. Теплова, и одаренность, и способности следует рассматривать в рамках какой-либо определенной деятельности. В.Д. Шадриков рассматривает понятие общей одаренности и определяет ее как пригодность к широкому кругу различных деятельностей или как сочетание способностей, от каждой из которых зависит успешность этой деятельности.
|
Западные психологи различают несколько видов одаренности:
-общая интеллектуальная одаренность;
-специфическая академическая одаренность;
-творческая одаренность; художественное и исполнительское искусство;
-психомоторная одаренность, лидерская и социальная одаренность.
4. Талант – следующий уровень развития способностей человека. Деятельность талантливого человека отличается принципиальной новизной и оригинальностью. Талант – это всегда сочетание нескольких способностей. Талант может проявляться в любой сфере человеческой деятельности, а не только в науке или искусстве. Талант человека всегда отражает некие социальные запросы, его происхождение общественно обусловлено и зависит от исторических условий.
5. Высший уровень развития способностей называют гениальностью. Гениальность рассматривается как высшая степень одаренности, творческих проявлений человека, выражающаяся в продукте, имеющем историческое значение для жизни общества, науки, культуры. Гений, ломая устаревшие нормы и традиции, создает новую эпоху в своей области и деятельности. Гениальных людей немного. Гениальные люди являются в высшей степени одаренными в различных областях знаний, науки и искусства, однако, существует некоторая сторона, в которой гений доминирует, т.е. не все способности гениального человека развиты одинаково.
Классификация способностей.
1. природные (биологически обусловленные, естественные – память, внимание, мышление) и специфически человеческие (имеющие общественно-историческое происхождение).
2. специфически человеческие способности классифицируются на общие ( способность к тонкой моторике, речь, коммуникативные способности) и специальные ( музыкальные, технические, литературные, творческие) способности. Д.Н. Завалишина указывает на то, что общие способности связаны с более общими условиями ведущих форм человеческой деятельности, а специальные – с отдельными видами деятельности. Общие способности могут выступать основой для формирования специальных способностей.
3. теоретические и практические. Первые определяют склонность человека к абстрактным размышлениям, а вторые – к конкретным практическим действиям. Б.М.Теплов считал, что теоретические и практические способности обычно не сочетаются между собой, и человек может обладать либо одним, либо другим видом способностей.
|
4. В зависимости от наличия или отсутствия условий, необходимости для развития способностей, выделяют потенциальные способности и актуальные способности. Потенциальные способности —это такие, которые можно определить, как возможности развития человека, проявляющиеся, когда перед ним возникают новые проблемы и задачи, требующие решения. Они характеризуют индивида в его потенциальных возможностях, в силу его психологических свойств и особенностей. Но поскольку развитие личности зависит не только от ее психологических особенностей, но также и от тех социальных условий, в которых могут быть реализованы или не реализованы эти потенции, то возникает так называемая проблема актуальных способностей, т. е. тех способностей, которые реализуются и развиваются в данных конкретных условиях в зависимости от требований конкретного вида деятельности.
5. учебные и творческие способности. Учебные способности определяет способность человека к усвоению новых знаний, умений и навыков. Творческие способности указывают на возможность создания человеком новых предметов материальной и духовной культуры, новых открытий, изобретений. Данные способности находятся во взаимосвязи, так как творческие способности определяют возможность развития человечества, а учебные, в свою очередь, необходимы в том числе и для развития творческих способностей.
|
|
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!