Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Топ:
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Интересное:
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Дисциплины:
2019-09-26 | 243 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Автором данной теории считается немецкий ученый Г. Гельмгольц. С его точки зрения, стимуляции, поступающей со стороны окружающей среды через органы чувств человека и представленной в виде ощущений, недостаточно для построения полного и правильного зрительного образа
Некоторые из описанных ниже теорий касаются не только к зрительного или слухового, но и других видов восприятия. Однако, поскольку авторы обсуждаемых теорий первоначально создавали их на основе фактов, связанных с изучением зрительного и слухового восприятия, в настоящем учебнике мы их условно относим только к этим видам восприятия.
воспринимаемого объекта. Пользуясь данной стимуляцией как первичной, человек анализирует ее, включает мышление в процесс ее обработки, достраивает образ воспринимаемого предмета с помощью так называемых «бессознательных умозаключений».
Создание образа, по Гельмгольцу, является результатом неосознаваемой внутренней психической активности человека, которая по содержанию представляет собой не восприятие, а мышление, а по форме – не набор ощущений, а умозаключения. В соответствующих умозаключениях человек использует для построения образа воспринимаемого предмета не всю информацию, получаемую с помощью органов чувств, а только ту, которая содержит в себе наиболее важные, информативные признаки воспринимаемого предмета.
Восприятие, кроме того, это не пассивный, а активный процесс, и такое его понимание принципиально отличается от представления о нем, сложившегося как в ассоциативной психологии (до публикации работ Г. Гельмгольца), так и в гештальтпсихологии (после появления работ Г. Гельмгольца). Такое явление, как константность восприятия, Гельмгольц объяснял вмешательством в процесс восприятия так называемых бессознательных умозаключений, которые со стороны мышления корректирует восприятие и его образ, опираясь на ранее приобретенные знания.
|
2. Структурализм или элементаризм. Соответствующий теоретический подход к пониманию восприятия возник и разрабатывался в русле интроспективной психологии сознания В. Вундта и Э. Титченера, и базировался на ассоциационизме. Главная идея данного подхода заключалась в том, что образ является простой суммой ощущений, порождаемых в сознании человека соответствующим предметом. Исходя из так понимаемого образа, задача его исследования заключалась в том, чтобы выявить и описать все ощущения, связанные с воспринимаемым объектом и входящие в состав его образа.
3. Гештальтпсихологическая теория восприятия. Эта теория была разработана одним из основателей гештальтпсихологии М. Вертгеймером (1880-1943). По многим своим положениям она оказалась несовместимой с представлениями, сложившимися в структурализме или элементаризме. М. Вертгеймер и другие представители гештальтпсихологии выделили и описали законы структурирования целого, которые, по их мнению, одновременно управляют как восприятием, так и другими психическими процессами, включая память и мышление человека. Основные замечания, высказанные гештальтпсихологами (позднее - представителями других направлений и школ в психологии) в адрес ассоциативного понимания восприятия, сводились к следующему:
- образы восприятия не являются простыми суммами ощущений. Они, обладают свойствами, которых нет у входящих в их состав ощущений;
- процесс восприятия не сводится к получению и последующему механическому объединению ощущений. Становление и преобразование образа происходит не по законам ассоциаций, а по законам образования и преобразования целостных структур (гештальтов);
- с помощью интроспекции невозможно понять ни природу восприятия как познавательного процесса, ни полностью описать содержание образа восприятия, так как многое в нем находится за пределами сознания;
|
- образ складывается на базе соотнесения воспринимаемого в виде ощущений материала с прошлым опытом человека и его последующей переработки с помощью всех других познавательных процессов, прежде всего, памяти, воображения и мышления.
М. Вертгеймер выделил и описал законы гештальта, которые, по его мнению, определяют не только формирование образа восприятия, но и другие познавательные процессы человека. Эти законы представляются следующими:
1. Закон близости. В соответствии с данным законом предметы и их детали могут группироваться в восприятии человека на основании того, что
отделяющие их друг от друга расстояния являются сравнительно небольшими. Чем меньше расстояние между какими-либо объектами или их частями, тем выше вероятность того, что соответствующие объекты, части или детали будут объединены друг с другом в едином образе восприятия.
2. Закон сходства. Это - тенденция группировать или объединять друг с другом элементы, кажущиеся похожими друг на друга.
3. Закон однотипной связи. Он представляет собой тенденцию соединять в образе друг с другом элементы, которые связаны между собой одним типом связей.
4. Закон хорошего продолжения. Он проявляется в том, что воспринимаемые элементы соединяются друг с другом так, чтобы образовывать хорошо известную простую линию или геометрическую фигуру, например, прямую, круг, квадрат, треугольник и т. п.
5. Закон симметрии. В соответствии с данным законом элементы объединяются друг с другом таким способом, чтобы в результате образовывать некоторую симметричную фигуру.
6. Закон замкнутости. В данном случае речь идет о тенденции соединения друг с другом элементов с целью создания целостной или замкнутой фигуры.
7. Закон хорошей формы (другое его название - закон прегнантности). Он представляет собой обобщение или совместное действие многих указанных выше законов. В соответствии с ним предполагается, что складывающая форма (образ предмета) будет тем лучшей, чем больше она знакома человеку, и чем легче распознается им, то есть, является сравнительно простой, хорошо известной, привычной, распространенной и устойчивой.
|
|
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!