Об особенностях преподавании русского языка и литературы — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Об особенностях преподавании русского языка и литературы

2019-09-04 183
Об особенностях преподавании русского языка и литературы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Об особенностях преподавании русского языка и литературы

в общеобразовательных организациях Республики Крым

В 2019-2020 учебном году

В 2019-2020 учебном году преподавание русского языка и литературы в общеобразовательных организацияхРеспублики Крым будет осуществляться:

в 5-9 классах – в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. №1897 (в ред. приказа от 31.12.2015 №1577);

в 10-11 классах – в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 №1089 (в ред. приказа от 23.06.2015 №609), а также в соответствии со следующими законодательными и нормативно-правовыми документами:

Федеральные документы

1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897 (с изменениями).

3. Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 №1089 (с изменениями).

4. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 №1015 (в ред. приказа от 17.07.2015 №734).

5. Примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015 №1/15 в ред. протокола от 28.10.2015 №3/15).

6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации о федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования от 28 декабря 2018 г. N 345.

7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.06.2016 №699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

8. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.05.2018 №08-1211 «Об использовании учебников и учебных пособий в образовательной деятельности».

9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.03.2016 №336 «Об утверждении перечня средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, соответствующих современным условиям обучения, необходимого при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях, критериев его формирования и требований к функциональному оснащению, а также норматива стоимости одного места обучающегося указанными средствами обучения и воспитания».

10. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 №761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».

11. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.10.2013 №544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».

12. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями).

13. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».

14. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.08.2017 № 09-1672 «О направлении методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности».

15. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост. Е.С. Савинов. М.: Просвещение, 2011 (для 9-11 классов).

16. Концепция преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации. (Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р).

17. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. М.: Просвещение, 2010. 24 с.

 

Региональные документы

1. Закон Республики Крым от 06.07.2015 №131-ЗРК/2015 «Об образовании в Республике Крым».

2. Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 11.06.2015 №555 «Об утверждении Методических рекомендаций по формированию учебных планов общеобразовательных организаций Республики Крым на 2015/2016 учебный год».

3. Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 07.06.2017 №1481 «Об утверждении Инструкции по ведению деловой документации и образцов примерных локальных актов, используемых в общеобразовательных организациях Республики Крым» (в ред. приказа от 16.11.2017 № 2909).

4. Письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 04.12.2014 №01-14/2014 «Об организации внеурочной деятельности».

5. Письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 02.07.2019 №01-14/1817 «Методические рекомендации по формированию учебных планов общеобразовательных организаций, реализующих общеобразовательные программы, на 2019-2020 учебный год».

6. Инструкции по ведению деловой документации в общеобразовательных организациях Республики Крым, утвержденной приказом Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 07.06.2017 №1481 (в ред. приказа от 16.11.2017 № 2909).

 

В 2019 – 2020 учебном году

В 2019-2020 учебном году продолжается переход на Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее - ФГОС ООО). Наряду с введением ФГОС ООО в 10-11 классах продолжается реализация программ федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего и среднего общего образования (далее - ФК ГОС).

В соответствии с письмом Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 02.07.2019 №01-14/1817 «Методические рекомендации по формированию учебных планов общеобразовательных организаций, реализующих общеобразовательные программы, на 2019-2020 учебный год» количество часов, предусмотренное для изучения русского языка в 5–9 классах, следующее:

 

Учебные предметы

ФГОС

5 6 7 8 9 Русский язык в классах с русским языком обучения (5-дневная учебная неделя) 4 4 4 3 4 Русский язык в классах с русским языком обучения (6-дневная учебная неделя) 4 4 4 4 5 Русский язык в классах с обучением на родном (украинском, крымскотатарском) языке (5-дневная учебная неделя) 4 4 4 3 4 Русский язык в классах с обучением на родном (украинском, крымскотатарском) языке (6-дневная учебная неделя) 4 4 4 3 4

 

В соответствии с письмом Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 02.07.2019 №01-14/1817 «Методические рекомендации по формированию учебных планов общеобразовательных организаций, реализующих общеобразовательные программы, на 2019-2020 учебный год» количество часов, предусмотренное для изучения русского языка в 10–11 классах, следующее:

Учебные предметы

ФК ГОС

10 (базовый уровень) 11 (базовый уровень)
Русский язык   1 1

Увеличение количества учебных часов на изучение русского языка находится в компетенции образовательной организации и производится при необходимости за счёт часов части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса, без превышения максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся.

При определении содержания рабочих программ учебных предметов используются положения примерной основной образовательной программы основного общего образования (Реестр примерных основных образовательных программ Министерства образования и науки Российской Федерации: http://fgosreestr.ru/), основной образовательной программы основного общего образования образовательной организации, а также при необходимости материалы примерных программ по учебным предметам, вариативные (авторские) программы учебных предметов. Рабочие программы учебных предметов разрабатываются учителем (разработчик), группой учителей (разработчики) образовательной организации для уровня образования или на учебный год в соответствии с положениями основной образовательной программы основного общего образования. Порядок разработки рабочих программ учебных предметов, курсов, внесение изменений и их корректировка определяются локальным нормативным актом общеобразовательной организации.

При разработке рабочих программ и составлении календарно - тематического планирования по русскому языку в 5–11 классах необходимо руководствоваться требованиями ФГОС ООО (с изменениями в п. 18.2.2).

Структура рабочей программы учебных предметов является формой представления учебного предмета как целостной системы.

В структуру рабочих программ учебных предметов локальным нормативным актом образовательной организации могут быть включены дополнительные разделы, например: календарно-тематическое планирование по учебному предмету; оценочные материалы.

Программы, обеспечивающие реализацию ФГОС ООО, выпускаются издательствами:

1) «Просвещение»: www.prosv.ru;

2) «Русское слово»: www.russkoe-slovo.ru;

3) Объединенная издательская группа «Дрофа»-«Вентана-Граф»: https://drofa-ventana.ru.

При составлении рабочей программы по русскому языку учителю необходимо обратить особое внимание на следующие положения:

1. Количество специальных часов по развитию речи определяется выбранным учебно-методическим комплектом (далее – УМК), авторской программой к данному УМК, а также самим учителем (рекомендуемый объем – 10-20% от общего количества часов). Вместе с тем, развитие речи является обязательным компонентом, пронизывающим всю систему обучения русскому языку, следовательно, на каждом уроке русского языка должны создаваться условия для развития речи обучающихся, формирования коммуникативной компетентности.

2. Текущий контроль учащихся (текущее оценивание, контрольные и самостоятельные работы, в том числе, административные контрольные работы) может проводиться в течение учебного периода (по решению образовательной организации). В таблице представлено примерное распределение контрольных работ разных видов.

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

Виды письменных работ

Литература

1.    Аванесов, Р. И. Русское литературное произношение. - М., 1984.

2.    Васильева А.Н. Основы культуры речи. – М.: Русский язык, 1990.

3.    Вербицкая Л.А. Давайте говорить правильно: Пособие по русскому языку. – М.: Высшая школа, 2008. – 253 с.

4.    Винокур Т.Г. Говорящий и слушающий: Варианты речевого поведения. – М. Наука, 1993.

5.    Головин Б.Н. Как говорить правильно. – М.: Высшая школа, 1988.

6.    Головин Б.Н. Основы культуры речи. – М.: Высшая школа, 1988

7.    Ладыженская Т. А. Школьная риторика: 5-9 класс: Учебное пособие для общеобразовательной школы. В 2 ч / под ред. Т.А. Ладыженской.- М.: «Баласс», «Ювента», 2012 г.

8.    Львов М.Р. Основы теории речи. – М.: Академия, 2003.

9.    Львова С.И. Уроки словесности. 5-9 классы. – М.: Дрофа, 2001.

10.  Львова С.И. Орфография. Этимология на службе орфографии. Пособие для учителя. - М.:ТД «Русское слово», 2001.

11.  Матвеева Т.В. «15 уроков по культуре речи: практикум для учащихся. –М.:Флинта: Наука, 2004. – 200 с.

12.  Никитина Е.И. Русская речь. - М.:Просвещение,1995.

13.  Пастухова Л.С. Пора привлечь внимание к знакам препинания, или Кое-что о пунктуации. Издательство: Нижняя Орианда, 2017 г. – 160 с.

14.  Пастухова Л.С. Этюды о словах. Нижняя Орианда, 2008 г. – 88 с.

15.  Пастухова Л.С. Материалы к школьному курсу "Основы речевой культуры и стилистики" Пособие для учителя. Нижняя Орианда, 2013 г. – 160 с.

16.  Пастухова Л.С. Ученье без мученья, или Маленькие методические хитрости. В помощь учителю-словеснику. Нижняя Орианда, 2015 г. -232 с.

Словари

17.  Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. Правила хорошей речи. – М.: Айрис-Пресс, 2004.

18.  Сергеев Ф.П. Речевые ошибки и их предупреждение.- Волгоград: Учитель,2005.

19.  Сметанникова Н. Н. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС. Пособие для учителя / Н.Н. Сметанникова.- М.: Баласс, 2011.

20.  Солганик Г.Я. От слова к тексту. – М., 1993.

21.  Солганик Г.Я. Стилистика текста. – М.: Флинта, Наука, 1997.

22.  Формановская Н.И. Культура общения и речевой этикет. – М., 2002.

Словари

Агеенко Ф.Л., Зарва М.В. Словарь ударений русского языка. – М., 2003.

Андреева Р.П. Этимологический словарь для школьников. – СПБ: Изд. Дом «Литера», 2008. – 480 с.

Борунова С.Н. и др. Орфоэпический словарь русского языка /Под ред. Р.И. Аванесова. М., 1989.

Букчина Б.З., Калакуцкая Л.П. Слитно или раздельно: Опыт словаря-справочника. Свыше 107000 слов. – 4-е изд. – М.:, 2006. – 938 с.

Введенская Л.А. Словарь антонимов русского языка. – М.: Астрель, 2008. – 445 с.

Ефремова Т.В., Костомаров В.Г. Словарь грамматических трудностей. – М., 1993.

Жуков В.П. Словарь русских пословиц и поговорок. – 13-е изд. – М.: Рус. яз. – Медиа, 2007. – 646 с.

Королькова А.В. Словарь афоризмов русских писателей. 3-е изд. – М.: Рус. Яз. – Медиа, 2008. – 630 с.

Львов В.В. Школьный орфографический словарь русского языка. – 5 изд. – М.: Дрофа, 2008. – 270 с.

Новый орфографический словарь – справочник русского языка. / Сост. В.В. Бурцева. – 7-е изд. – М.: Дрофа: Медиа, 2008. – 754 с.

Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. – Культура русской речи: Энциклопедический словарь-справочник / Под ред. Л.Ю, Иванова, А.П. Скородникова, Е.Н. Ширяева и др. – М.: Флинта: Наука, 2004. – 840 с.

Культура русской речи: Энциклопедический словарь-справочник / Под ред. Л.Ю, Иванова, А.П. Сковородникова, Е.Н. Ширяева. – М.: Флинта: Наука, 2004. – 840 с.

Лопатин В.В., Лопатина Л.Е. Толковый словарь современного русского языка. Более 35000 слов. – М.: Эксмо, 2008. – 928 с.

Ожегов С.И. Словарь русского языка. – 25-е изд. – исправл. и доп. / под редакцией Л.И. Скворцова. – М.: ОНИКС, 2008. – 1328 с.

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.,1999.

Орфографический словарь русского языка / Сост. В.И. Круковер. – СПб.: Виктория-плюс, 2008. – 320 с.

Орфографический словарь русского языка / Сост. М.И. Степанова. – СПб.: Виктория-плюс, 2008. – 736 с.

Рогожникова Р.П., Карская Т.С. Словарь устаревших слов русского языка по произведениям русских писателей. – М.: Дрофа, 2008. – 828 с.

Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. / Под ред. И.Б. Голуб. – 14-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2008.

Розенталь Д.Э. Говорите и пишите по-русски правильно. – 2-е изд. – М.: Айрис-пресс., 2008. – 256 с.

Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. – 6-е изд. – М.: Айриспресс,2008. – 768 с.

Скорлуповская С.В., Снетова Г.П. Школьный толковый словарь русского языка. – М.: Эксмо, 2007. – 896 с.

Словарь иностранных слов. / Отв. ред. В.В. Бурцева. – М.: Дрофа – Медиа, 2008. – 817 с.

Словарь иностранных слов. / Сост. Т.Ю.Уша. – СПб.: Виктория-плюс, 2008.- 816 с.

Словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. А.П.Евгеньевой. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 1981–1984.

Словарь синонимов русского языка / Сост. М.А. Ситникова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008. – 342 с.

Скворцов Л.И. Культура русской речи: Словарь справочник. 2-е изд. – М.: Академия, 2006. – 220 с.

Словарь трудностей современного русского языка. / Сост. Медведева А.А.. – М.: Центрополиграф, 2009. – 687 с.

Толковый словарь русского языка конца ХХ в. Языковые изменения /Под ред. Г.Н. Скляровской. – СПб, 1998.

Трудности словоупотребления и варианты норм русского литературного языка: Словарь-справочник /Под ред. К.С. Горбачевича. М., 1979.

Учебный словарь сочетаемости слов русского языка. – М., 1978.

Фразеологический словарь русского языка / Под ред. А.И.Молоткова. – М., 1986. Фразеологический словарь русского языка. / сост. М.И. Степанова. – СПб.: Виктория плюс., 2008. – 608 с.

Через дефис, слитно или раздельно? Словарь-справочник русского языка. – 4-е изд. – М.: Дрофа, Рус.яз. – Медиа, 2008. – 579 с.

Чеснокова Л.Д., Чесноков С.П. Школьный словарь строения и изменения слов русского языка. М.: Дрофа, 2007. – 573 с.

Штудинер М.А. Словарь образцового русского ударения. – 5-е изд. М.: Айрис-пресс, 2008. – 576 с.

Этимологический словарь русского языка.-СПб.: «Виктория плюс», 2008. – 432с.

 

Интернет-ресурсы

Gramma.ru (http://www.gramma.ru/1.php?ir=13&ip=0&id=4)

Коллекция словарей и энциклопедий: Ожегов, Даль, Ушаков, БЭС, Мюллер; биографии (http://dic.academic.ru)

Национальный корпус русского языка http://www.ruscorpora.ru/

Русские словари (http://www.slovari.ru/)

Словари русского языка для скачивания (http://www.speakrus.ru/dict/)

(Ещё одни) словари русского языка для скачивания (http://linguists.narod.ru)

Словарь русской идиоматики http://dict.ruslang.ru/magn.php

Словарь Ушакова (http://ushdict.narod.ru)

Собрание словарей (Словарь А.А. Зализняка; Словарь Про-Линг; Словарь русской литературы; Орфографический словарь, под ред. проф. В.В. Лопатина (2000 г.); Толковый словарь под ред. C. И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой, М., Азъ, 1992 г.; «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля (II изд. (1862-1866), адаптировано, OCR 1998 год); Н. Абрамов. Cловарь синонимов; Города и веси России; Баранов О.С. Идеографический словарь русского языка (тезаурус); Крылатые слова; О. В. Вишнякова. Словарь паронимов русского языка; П.Я. Черных. Историко-этимологический словарь современного русского языка; Н.М. Шанский. Школьный этимологический словарь русского языка; Российские фамилии в алфавитном порядке; Словарь иностранных слов; Правила русской орфографии и пунктуации 1956 г.; Д.Э. Розенталь. Справочник по правописанию и стилистике; Культура русской речи; Словарь омонимичных словоформ; Правила транскрипции иностранных имен; -морфемный словарь русского языка)  http://www.speakrus.ru/dict/index.htm

Словари для Lingvo (http://artefact.lib.ru/languages/dictionaries.htm)

Словари русского языка (http://slovari.gramota.ru)

Справочник по правописанию Дитмара Эльяшевича Розенталя (http://www.spelling.spb.ru/rosenthal/alpha/index.htm)

Справочник по правописанию, произношению и литературному редактированию Д.Э. Розенталя. http://evartist.narod.ru/text1/20.htm

Толковый словарь Ожегова и Шведовой (http://mega.km.ru/ojigov)

Толковый словарь русского языка» под ред. C.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой. http://mega.km.ru/ojigov

Этимологический словарь Фасмера

(http://starling.rinet.ru/cgibin/query.cgi?flags=wygtmnn&root=config&basename=\usr\local\share\starling\)

 

Рекомендации по организации и содержанию внеурочной деятельности по русскому языку

Внеурочная деятельность является обязательным компонентом содержания основной образовательной программы основного общего образования (5-9 класс).

Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательной деятельности и организуется по направлениям развития личности, из которых для филологического образования являются значимыми духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное. Данные направления могут быть реализованы в следующих формах: филологические студии, научно-практические конференции, школьные научные общества учащихся, олимпиады, исследовательские, творческие, игровые и др. проекты и т. д. Формы организации образовательной деятельности, чередование урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы определяет образовательная организация. Направления и формы внеурочной деятельности осуществляются на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений в целях обеспечения их индивидуальных потребностей.

План внеурочной деятельности может включать курсы внеурочной деятельности, содержательно относящиеся к тому или иному учебному предмету или группе предметов, но направленных на достижение не предметных, а личностных и метапредметных результатов. Метапредметные результаты предполагают освоение обучающимися универсальных учебных действий, обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями. С этой целью могут быть реализованы курсы внеурочной деятельности, обеспечивающие достижение метапредметных результатов, например «Формирование учебно-исследовательской культуры в процессе филологического образования».

Программы внеурочной деятельности целесообразно составлять в соответствии с требованиями к структуре рабочих программ курсов внеурочной деятельности (п.18.2.2 ФГОС ООО).

При выборе форм организации внеурочной деятельности учащихся, отборе содержания курса, разработке мониторинга его результативности могут быть использованы методические рекомендации по внеурочной деятельности издательства «Просвещение».

При проектировании внеурочной деятельности педагогу следует обратить внимание на следующие пособия:

1. Байбородова, Л. В. Внеурочная деятельность школьников в разновозрастных группах / Л. В. Байбородова. - М.: Просвещение, 2014. - 177 с.

2. Внеурочная деятельность. Примерный план внеурочной деятельности в основной школе: пособие для учителей общеобразовательных организаций / П. В. Степанов, Д. В. Григорьев. - М.: Просвещение, 2014. - 127 с.

3. Григорьев, Д. В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. - М.: Просвещение, 2011. - 96 с.

4. Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. - М.: Просвещение, 2014. — 224 с.

5. Как разработать программу внеурочной деятельности и дополнительного образования: методическое пособие / Е. Б. Евладова. Л. Г. Логинова. - Москва: Русское слово, 2015. -296 с.

6. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся. Методические рекомендации: пособие для учителей общеобразовательных организаций / авторы-составители: 10. 10. Баранова, А. В. Кисляков, М. И. Солодкова и др. - М: Просвещение. 2013. - 96 с.

 

Информационные ресурсы, обеспечивающие методическое сопровождение образовательной деятельности по русскому языку

В образовательной деятельности учителя русского языка и литературы могут использовать следующие сайты:

http://vvvvw.edu.ru/ - федеральный портал «Российское образование»

http://obrnadzor.gov.ru/ — Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки

www.fipi.ru - Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ)

http://ege.edu.ru/ - официальный информационный портал ЕГЭ

http://gia.edu.ru/ - официальный информационный портал ОГЭ

http://school-collection.edu.ru - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://vvww.openclass.ru - сетевое образовательное сообщество «Открытый класс»

http://vvvvw.it-n.ru/ - портал «Сеть творческих учителей»

http://eng. lseptember.ru/ - издательский дом «Первое сентября», издание «Русский язык»

http://www.prosv.ru - сайт издательства «Просвещение»

www.russkoe-slovo.ru – сайт издательства «Русское слово»

https://drofa-ventana.ru – сайт издательства «Дрофа-Вентана-Граф»

http://pedsovet.org - портал «Всероссийский педсовет»

 

Особенности преподавания предмета «Литература»

В 2019 – 2020 учебном году

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.04.2016 г. №637-р утверждена Концепция преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (далее – Концепция). Этот документ представляет собой систему взглядов на основные проблемы, базовые принципы, цели, задачи и основные направления развития системы преподавания русского языка и литературы в организациях, реализующих основные общеобразовательные программы; определяет значение учебного предмета «Литература» в современной системе образования. 

В рамках реализации практической части программы рекомендуем: 

1) систематизировать информацию о прочитанных произведениях с обязательным выделением темы, проблемы и идеи произведения, периодически проводить повторение изученного по темам, проблемам, мотивам и т.д.;

2) объединять изученные программные произведения по группам в зависимости от темы и проблемы;

3) регулярно проводить сравнительный анализ художественных произведений, близких по тематике, проблематике, идее, особенностям жанра, художественной речи и пр.;

4) обучать умению анализировать готовые сочинения и выявлять их сильные и слабые стороны (сравнение двух сочинений на одну тему, создание вступления, дописывание заключения, «выравнивание» логики, моделирование перехода от одной мысли к другой и т.п.);

5) включать в процесс обучения письменные задания небольшого объема, требующие ответа на проблемный вопрос;

6) предлагать выполнение контрольных и обучающих работ в формате ОГЭ И ЕГЭ.

Особое внимание на уроках литературы следует уделить работе с классическими текстами. Главной целью современного учителя русского языка и литературы является формирование культуры речевой деятельности и речевого поведения, что позволяет решать задачи повышения коммуникативной компетентности школьников в процессе обучения.

В 2019-2020 учебном году продолжается переход на Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Наряду с введением ФГОС ООО продолжается реализация программ федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего и среднего общего образования.

В соответствии с письмом Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 02.07.2019 №01-14/1817 «Методические рекомендации по формированию учебных планов общеобразовательных организаций, реализующих общеобразовательные программы, на 2019-2020 учебный год» количество часов, предусмотренное для изучения литературы в 5–11 классах, следующее:

 

Учебные предметы

ФГОС

5 6 7 8 9 Литература в классах с русским языком обучения (5-дневная учебная неделя) 2 3 2 2 3 Литература в классах с русским языком обучения (6-дневная учебная неделя) 3 3 2 2 3 Литература в классах с обучением на родном (украинском, крымскотатарском) языке (5-дневная учебная неделя) 2 2 2 2 3 Литература с обучением на родном (украинском, крымскотатарском) языке (6-дневная учебная неделя) 3 3 2 2 3

 

Учебные предметы

ФК ГОС

  10 11
Литература 3 3

 

Учебные предметы

ФК ГОС

10 11
Литература 5 5

Увеличение количества учебных часов по литературе находится в компетенции образовательной организации и производится при необходимости за счёт части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса, без превышения максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся.

При определении содержания рабочих программ учебных предметов используются положения Примерной основной образовательной программы основного общего образования (протокол от 8 апреля 2015г. № 1/5 в ред. протокола от 28 октября 2015 г. №3/15), Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Основная школа / сост. Е.С. Савинов. М.: Просвещение, 2011. (для 9-11 классов), основной образовательной программы основного общего образования образовательной организации, а также при необходимости материалы примерных программ по учебным предметам, вариативные (авторские) программы учебных предметов. Рабочие программы учебных предметов разрабатываются учителем (разработчик), группой учителей (разработчики) образовательной организации для уровня образования или на учебный год в соответствии с положениями основной образовательной программы основного общего образования. Порядок разработки рабочих программ учебных предметов, курсов, внесение изменений и их корректировка определяются локальным нормативным актом общеобразовательной организации.

При разработке рабочих программ и составлении календарно - тематического планирования по литературе в 5–11 классах необходимо руководствоваться требованиями ФГОС ООО (с изменениями в п. 18.2.2).

Структура рабочей программы учебных предметов является формой представления учебного предмета как целостной системы.

В структуру рабочих программ учебных предметов локальным нормативным актом образовательной организации могут быть включены дополнительные разделы, например: календарно-тематическое планирование по учебному предмету; оценочные материалы.

Программы, обеспечивающие реализацию ФГОС ООО, выпускаются издательствами:

1) «Просвещение»: www.prosv.ru;

2) «Русское слово»: www.russkoe-slovo.ru;

3) Объединенная издательская группа «Дрофа»-«Вентана-Граф»: https://drofa-ventana.ru.

При составлении рабочей программы по литературе необходимо обратить особое внимание на следующие положения:

1. В процессе изучения курса литературы в 5-11 классах общеобразовательной школы обязательным при проектировании рабочих программ учителя является выделение часов для уроков по развитию речи. В общее число часов по развитию речи (10-20% от общего количества часов) входят в том числе и непосредственные аудиторные творческие работы обучающихся.

С целью подготовки обучающихся к итоговой аттестации по литературе рекомендуется максимально использовать такие формы работы, как сочинения-миниатюры, развернутые ответы на вопросы, ответы ограниченного объема (5-10 предложений) на проблемный вопрос, эссе, рецензии и др.

Оформление письменных работ по литературе в классном журнале (как и в рабочей программе учителя) производится в соответствии с требованиями Инструкции по ведению деловой документации в общеобразовательных организациях Республики Крым, утвержденной приказом Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 07.06.2017 №1481 (в ред. приказа от 16.11.2017 № 2909).

2. В процессе изучения курса литературы в 5-11 классах общеобразовательной школы обязательным при проектировании рабочих программ учителя является выделение часов для внеклассного чтения. Как правило, уроки внеклассного чтения не только расширяют круг чтения обучающихся, но и формируют их читательскую самостоятельность, особым образом способствуют развитию общих учебных умений, навыков и способов деятельности. Учебные часы для проведения уроков внеклассного чтения необходимо выделять в начале записи темы: «Вн. чт.».

       Произведения, рекомендованные для внеклассного чтения, указаны в авторских программах, входящих в учебно-методические комплекты по литературе.

 Распределение часов на внеклассное чтение и развитие речи

 

Класс

Класс

Класс

Класс

Класс

Класс

Класс

базовый профильн базовый профильн
Вн. чт. 4 4 4 4 5 6 8 6 8
Р.р. (творческие работы) 4 4 4 4 5 8 10 8 10

 

С целью осуществления текущего контроля целесообразно проведение следующего количества работ:

ЛИТЕРАТУРА

 

ЛИТЕРАТУРА

http://www.bibliogid.ru - BiblioГид — книги и дети: проект Российской государственной детской библиотеки.

http://www.wikipedia.ru - Универсальная энциклопедия «Википедия».

http://www.krugosvet.ru - Универсальная энциклопедия «Кругосвет».

http://www.rubricon.ru - Энциклопеция «Рубрикон».

http://www.feb-web.ru - Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор».

http://www.myfhology.ru - Мифологическая энциклопедия.

http://litera.edu.ru - Коллекция «Русская и зарубежная литература для школы» Российского общеобразовательного портала.

http://metlit.nm.ru - Методика преподавания литературы.

http://pisatel.org/old/ - Древнерусская литература.

http://profile-edu.ru/ - Профильное обучение в старшей школе.

http://rifma.com.ru/ - Рифма. Теория и словари рифм. Словарь разновидностей рифмы. Всё по стихосложению. Поэтический словарь в примерах. Сотни терминов, цитат и пояснений.

http://slova.org.ru - Слова: поэзия Серебряного века.

http://som.fio.ru/ - Сетевое объединение методистов.

http://www.aleksandrpushkin.net.ru - Пушкин Александр Сергеевич.

http://chehov.niv.ru/ - Чехов Антон Павлович.

http://www.belinskiy.net.ru - Белинский Виссарион Григорьевич.

http://www.bulgakov.ru - Булгаковская энциклопедия.

http://www.chernishevskiy.net.ru - Чернышевский Николай Гаврилович.

http://www.dobrolyubov.net.ru - Добролюбов Николай Александрович.

http://www.fdostoevsky.ru/ - Достоевский Федор Михайлович.

http://www.feb-web.ru - Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор».

http://www.fonvisin.net.ru - Фонвизин Денис Иванович.

http://www.foxdesign.ru/legend/ - Мифология Греции, Рима, Египта и Индии: иллюстрированная энциклопедия.

http://www.gercen.net.ru - Герцен Александр Иванович.

http://www.goncharov.spb.ru - Иван Александрович Гончаров.

http://www.griboedow.net.ru - Грибоедов Александр Сергеевич.

http://www.karamzin.net.ru - Карамзин Николай Михайлович.

http://www.krylov.net.ru - Крылов Иван Андреевич.

http://www.kuprin.org.ru - Куприн Александр Иванович.

http://www.lermontov.name/ - Лермонтов Михаил Юрьевич.

http://www.levtolstoy.org.ru - Толстой Лев Николаевич.

http://www.likt590.ru/project/museum/ - Виртуальный музей литературных героев.

http://nekrasov.niv.ru/ - Некрасов Николай Алексеевич.

http://www.domgogolya.ru/ - Гоголь Николай Васильевич.

http://www.ostrovskiy.org.ru - Островский Александр Николаевич.

http://www.prosv.ru/ebooks/Todorov_Literat_Olimpiadi/5.html

http://www.saltykov.net.ru - Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович.

http://www.tolstoy.ru - Лев Толстой и «Ясная Поляна».

http://www.turgenev.net.ru/ - Тургенев Иван Сергеевич.

http://www.ug.ru/ - «Учительская газета».

http://www.zhukovskiy.net.ru - Жуковский Василий Андреевич.

http://bunin.niv.ru/ - Иван Алексеевич Бунин.

http://www.hrono.info/biograf/gorkyi.html - Максим Горький

http://www.slova.org.ru/esenin/index/ - Сергей Есенин.

http://www.ahmatova.ru/ - Анна Ахматова.

http://www.bulgakovmuseum.ru/ - Михаил Афанасьевич Булгаков.

http://www.solgenizin.net.ru/ - Александр Исаевич Солженицын.

http://lit.1september.ru - Газета «Литература» и сайт для учителя «Я иду на урок литературы».

http://www.tutchev.com/ - Тютчев Федор Иванович.

 

 

об особенностях преподавани


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.182 с.