Эпоха мезолита (9-7 тыс. лет до н.э.) — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Эпоха мезолита (9-7 тыс. лет до н.э.)

2019-08-07 170
Эпоха мезолита (9-7 тыс. лет до н.э.) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Петроглифы Алтая

Член-корреспондент Петровской Академии наук и искусств, почетный гражданин г. Бийска Б.Х. Кадиков.

  • Нравится
  • Like
  • Класс
  • Tweet
  • Plus
  • Мой Мир
  • Surf

Древние петроглифы Алтая
Чудом уцелевшие для нас,
Графикой невольно поражают
О давно минувшем их рассказ.
На рисунках сказочные кони
Скачут из неведомых веков...

В. Куницын

Алтай – колыбель многих древних народов Центральной Азии. Исследование сибирскими археологами целого ряда уникальных культурно-исторических комплексов этой горной страны получило всемирную известность. Древние племена и народы, пересекавшие беспредельные просторы Азии в течение многих тысячелетий известный русский художник и путешественник Н.К.Рерих называл «великими странниками». Перед многочисленными эмигрантами, стремившимися на Восток или в обратном направлении, казалось, непреодолимой преградой вставали горы Алтая. Но опыт многих поколений горных кочевников позволял им легко найти наиболее короткие пути в суровых алтайских высокогорьях. Перевалы и древние тропы фиксировались не только в памяти людей, но были отмечены древними монументальными стелами, обо (жертвенными кучами камней), курганами и многочисленными наскальными изображениями, которые, возможно, служили и визуальными ориентирами на местности.

История дописьменных народов Центральной Азии еще во многом остается для нас загадочной и таинственной, но наскальные рисунки, эти листы «каменных книг», помогают проникнуть в глубь тысячелетий. Они занимают особое место, являясь бесценным источником духовной и материальной культуры древних алтайцев. Нередко это живописные повествовательные рассказы наших предков о своей жизни, обрядах, мифологии. Некоторые каменные полотна являются настоящими произведениями первобытного искусства.

Одним из труднейших вопросов при изучении петроглифов остается определение даты их создания и, самое главное, «расшифровка», т.е. прочтение их содержания. Археологам давно известно, что многочисленные рисунки древних запечатлели не только различные бытовые сцены: перекочевка, охота, война, но и являлись наскальными иллюстрациями мифов и сказаний. Различить их и определить дату помогает тщательный анализ техники выбивки, художественных приемов и стиля, в котором выполнены древние рисунки, но, даже не смотря на такой комплексный метод исследования, многие из них остаются непонятными до сегодняшнего дня.

На Алтае известно более 200 мест, где обнаружены петроглифы и сотни тысяч таких рисунков. Анализ содержания, техники, стиля исполнения изображений позволяет разделить время их создания на несколько этапов.

Древнейший этап – палеолит представлен выбитыми точечной техникой рисунками лошадей, быков и оленей на скалах и камнях плато Укок. В абсолютном исчислении их возраст составляет не менее 12-14 тыс. лет.

Эпоха мезолита (9-7 тыс. лет до н.э.)

Эпоха мезолита в отношении петроглифики практически не изучена. Возможно к ней следует относить небольшое количество изображений в виде так называемых кругов с точкой, кругов с ножкой, лунообразные и подковообразные знаки, обнаруженные на двух стелах. Одна из-них (в лежачем состоянии) находится на берегу р. Катуни около грота Куюс, вторая – стоит вертикально на берегу р.Чуи на 727 км дороги Новосибирск-Ташанта.

Эпоха неолита (6-4 тыс. до н.э.)

Эпоха неолита представлена крупными (1 х 1,5 м или более) фигурами оленей и лосей, выбитыми довольно широким контурным желобком). Очень часто встречаются фигуры священных быков и по одиночке, и небольшими группами. Местонахождение рисунков – Калбак-Таш, Куюс, Бичикту-Бом, Ак-Узюк.

Послетюркский период.

Послетюркский период изучен весьма слабо. Среди этих изображений легче всего датируются фигурки людей, сидящих в позе «Лотоса», обычно они сочетаются с тибетскими и старомонгольскими буквенными начертаниями.

Источник

Кадиков Б.Х. Петроглифы Алтая: коллекция из собрания Бийского краеведческого музея им. В.В.Бианки.– Бийск, 2005.– 14 с.

В тему

  • Легенды Горного АлтаяИспокон веков Алтай был средоточием культуры, потому и воспет он в монументах древнего искусства

 

Петроглифы Алтая

Член-корреспондент Петровской Академии наук и искусств, почетный гражданин г. Бийска Б.Х. Кадиков.

  • Нравится
  • Like
  • Класс
  • Tweet
  • Plus
  • Мой Мир
  • Surf

Древние петроглифы Алтая
Чудом уцелевшие для нас,
Графикой невольно поражают
О давно минувшем их рассказ.
На рисунках сказочные кони
Скачут из неведомых веков...

В. Куницын

Алтай – колыбель многих древних народов Центральной Азии. Исследование сибирскими археологами целого ряда уникальных культурно-исторических комплексов этой горной страны получило всемирную известность. Древние племена и народы, пересекавшие беспредельные просторы Азии в течение многих тысячелетий известный русский художник и путешественник Н.К.Рерих называл «великими странниками». Перед многочисленными эмигрантами, стремившимися на Восток или в обратном направлении, казалось, непреодолимой преградой вставали горы Алтая. Но опыт многих поколений горных кочевников позволял им легко найти наиболее короткие пути в суровых алтайских высокогорьях. Перевалы и древние тропы фиксировались не только в памяти людей, но были отмечены древними монументальными стелами, обо (жертвенными кучами камней), курганами и многочисленными наскальными изображениями, которые, возможно, служили и визуальными ориентирами на местности.

История дописьменных народов Центральной Азии еще во многом остается для нас загадочной и таинственной, но наскальные рисунки, эти листы «каменных книг», помогают проникнуть в глубь тысячелетий. Они занимают особое место, являясь бесценным источником духовной и материальной культуры древних алтайцев. Нередко это живописные повествовательные рассказы наших предков о своей жизни, обрядах, мифологии. Некоторые каменные полотна являются настоящими произведениями первобытного искусства.

Одним из труднейших вопросов при изучении петроглифов остается определение даты их создания и, самое главное, «расшифровка», т.е. прочтение их содержания. Археологам давно известно, что многочисленные рисунки древних запечатлели не только различные бытовые сцены: перекочевка, охота, война, но и являлись наскальными иллюстрациями мифов и сказаний. Различить их и определить дату помогает тщательный анализ техники выбивки, художественных приемов и стиля, в котором выполнены древние рисунки, но, даже не смотря на такой комплексный метод исследования, многие из них остаются непонятными до сегодняшнего дня.

На Алтае известно более 200 мест, где обнаружены петроглифы и сотни тысяч таких рисунков. Анализ содержания, техники, стиля исполнения изображений позволяет разделить время их создания на несколько этапов.

Древнейший этап – палеолит представлен выбитыми точечной техникой рисунками лошадей, быков и оленей на скалах и камнях плато Укок. В абсолютном исчислении их возраст составляет не менее 12-14 тыс. лет.

Эпоха мезолита (9-7 тыс. лет до н.э.)

Эпоха мезолита в отношении петроглифики практически не изучена. Возможно к ней следует относить небольшое количество изображений в виде так называемых кругов с точкой, кругов с ножкой, лунообразные и подковообразные знаки, обнаруженные на двух стелах. Одна из-них (в лежачем состоянии) находится на берегу р. Катуни около грота Куюс, вторая – стоит вертикально на берегу р.Чуи на 727 км дороги Новосибирск-Ташанта.


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.