Выявление уровня сформированности здорового образа жизни у младших школьников — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Выявление уровня сформированности здорового образа жизни у младших школьников

2017-05-18 6178
Выявление уровня сформированности здорового образа жизни у младших школьников 5.00 из 5.00 4 оценки
Заказать работу

База исследования: МБОУ «ОЦ № 11» г. Череповца, 3 «А» класс в количестве 24 человек. Учитель: Чеп Надежда Мироновна.

Цель констатирующего эксперимента – выявить уровень сформированности здорового образа жизни у младших школьников.

Соответственно данной цели нами были поставлены следующие задачи констатирующего эксперимента:

1)сформулировать критерии и показатели, и на их основе дать характеристику уровням сформированности здорового образа жизни у младших школьников;

2)в соответствии с критериями и показателями подобрать и провести методики, позволяющие выявить уровень сформированности здорового образа жизни у младших школьников;

3)проанализировать результаты по каждому критерию сформированности здорового образа жизни у младших школьников и определить общий уровень.

На основе анализа психолого - педагогической литературы мы выделили критерии и показатели сформированности здорового образа у младших школьников, представленные в таблице (см. Таблицу 2).

Таблица 2

Критерии, показатели, методики изучения сформированности здорового образа жизни у младших школьников

Критерии Показатели Методики
Когнитивный наличие определенных знаний, относительно здорового образа жизни; понимание различных сторон знаний о здоровье: гигиенические требования и нормы, основы правильного питания, режим труда и отдыха, двигательная активность и т.д. Методика 1. Анкета «Знания о здоровье и здоровом образе жизни»
Мотивационно - потребностный Положение ценности «здоровье» в системе ценностей ребенка. Методика 2. Анкета «Ценностные ориентации»
Деятельностный наличие деятельности по осуществлению здорового образа жизни. Методика 3. Анкета «Участие школьников в здоровьесберегающих и пропагандирующих ЗОЖ мероприятиях» (Н. С. Гаркуша)

 

На основе данных критериев и показателей нами были выделены следующие уровни сформированности здорового образа жизни у младших школьников:

Высокий (36 – 29 баллов) -младший школьник владеет знаниями основ здорового образа жизни; в системе ценностей ценность «здоровье» занимает ведущее место; младший школьник является активным участником мероприятий оздоровительной направленности.

Средний (28 - 18) -младший школьник владеет знаниями основ здорового образа жизни не в полном объеме, знает о некоторых правилах личной гигиены, режима организации питания; в системе ценностей ценность «здоровье» занимает промежуточное положение; младший школьник является участником большинства мероприятий оздоровительной направленности.

Низкий (менее 18) -знания основ здорового образа жизни отсутствуют или фрагментарны; ценность «здоровье» занимает последнее место в системе ценностей; младший школьник не участвует или редко участвует в мероприятиях оздоровительной направленности.

Для выявления уровня сформированности здорового образа жизни у младших школьников были использованы следующие методики: анкета «Знания о здоровье и здоровом образе жизни», анкета «Ценностные ориентации» и анкета «Участие школьников в здоровьесберегающих и пропагандирующих ЗОЖ мероприятиях».

Методика 1 «Знания о здоровье и здоровом образе жизни»

Цель: изучить уровень информированности младших школьников о здоровье и здоровом образе жизни.

Оборудование: листочки с анкетой для учащихся, ручка.

Инструкция: «Ребята, отметьте знаком «+» те варианты ответов, которые, по вашему мнению, являются наиболее точными (один, несколько или все)».

Содержание методики: представлено в приложении (см. Приложение 1)

Уровни оценивания:

Высокий уровень (15-18 баллов) – необходимый объем и глубина знаний и представлений о ЗОЖ и здоровье. Суждения о принципах и сущности здоровьесбережения точны и приведены в систему.

Средний уровень (10-14 баллов) – хорошая ориентировка в вопросах сферы здравосозидания. Знания достаточно полные, осознанные и систематизированные.

. Низкий уровень (4-9 баллов) – Знания о здоровье и ЗОЖ фрагментарны, ответы недостаточно осознанные и полные. Система знаний отсутствует.

Обработка результатов:

В методике принимало участие 24 человека.

При проведении методики были получены следующие результаты:

Высокий уровень – 13 % (3 человека)

Средний уровень - 54 % (13 человек)

Низкий уровень - 33 % (8 человек)

Результаты по методике представлены в приложении (см. Приложение 2), работы детей в приложении (см. Приложение 3).

В обобщенном виде результаты изучения осведомленности младших школьников о здоровье и здоровом образе жизни представлены в таблице (см. Таблицу 3).

Таблица 3

Уровни осведомленности младших школьников о здоровье и ЗОЖ

Уровень Количество учащихся
Абсолютное число %
Высокий уровень    
Средний уровень    
Низкий уровень    

 

Процентное соотношение уровней осведомленности младших школьников о здоровье и ЗОЖ представлено на диаграмме (см. Рисунок 1).

Рис. 1 Диаграмма уровней осведомленности младших школьников о здоровье и ЗОЖ

В ходе констатирующего эксперимента выявлено, что большинство учеников имеют средний уровень осведомленности о здоровье и ЗОЖ, что составляет 54%. Ученики хорошо ориентируются в вопросах сферы здравосозидания. Знания достаточно полные, осознанные и систематизированные.

13% учеников имеют высокий уровень осведомленности о здоровье и ЗОЖ.

На низком уровне находится 33 % обучающихся класса. Знания у детей о здоровье и ЗОЖ фрагментарны, ответы недостаточно осознанные и полные. Система знаний отсутствует.

Например, Дарья К., которую можно отнести к представителям с высоким уровнем осведомленности о здоровье и здоровом образе, дала 16 правильных ответов на вопросы анкеты. Матвей Б. дал 6 правильных ответов на вопросы, что говорит о низком уровне осведомленности о здоровье и здоровом образе жизни.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что большинство детей имеют средний уровень осведомленности о требованиях ЗОЖ.

Методика 2 «Ценностные ориентации»

Цель: выявить место здоровья в системе ценностных ориентаций младших школьников.

Оборудование: листочки с анкетой для учащихся, ручка.

Инструкция: «Ребята, подпишите вверху листочка имя и фамилию. Внимательно прочитайте вопросы и расположите данные словосочетания/слова в последовательности от 1 до 5: 1 – это для меня очень значимо, 5 – это для меня имеет наименьшее значение».

Содержание методики: представлено в приложении (см. Приложение 4).

Уровни оценивания: проводится анализ результатов ранжирования; делается вывод о месте здоровья в системе ценностных ориентаций учащихся.

Высокий уровень (4-5 баллов) – ценность здоровья занимает ведущее место в системе ценностей ребенка.

Средний уровень (3 балла) – ценность здоровья занимает среднее положение в системе ценностей младшего школьника.

Низкий уровень (1-2 балла) – в системе ценностей ценность «здоровье» занимает последнее место.

Обработка результатов:

В методике принимало участие 24 человека.

При проведении методики были получены следующие результаты:

Высокий уровень – 66 % (15 человек)

Средний уровень - 17% (4 человека)

Низкий уровень - 17% (4 человека)

Результаты по методике представлены в приложении (см. Приложение 2), работы детей в приложении (см. Приложение 5).

В обобщенном виде результаты изучения места здоровья в системе ценностей у младших школьников отображены в таблице (см. Таблицу 4).

Таблица 4

Уровни места здоровья в системе ценностей

Уровень Количество учащихся
Абсолютное число %
Высокий уровень    
Средний уровень    
Низкий уровень    

 

Процентное соотношение уровней места здоровья в системе ценностей представлено на диаграмме (см. Рисунок 2).

 

Рис. 2 Диаграмма уровней места здоровья в системе ценностей

В результате проведения методики 2 выявлено, что у большинства учеников здоровье занимает ведущее место в системе ценностей, что составляет 66%.

У 17% учеников ценность «здоровье» занимает промежуточное положение в системе ценностей.

Низкий уровень места здоровья в системе ценностей имеют 17% учеников класса.

Например, Катя К. отводит ведущее место ценности «здоровье» из представленного перечня. Это позволяет сделать вывод о том, что данный ученик находится на высоком уровне.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что у более половины класса в системе ценностей ведущее место занимает ценность «здоровье».

Методика 3 «Участие школьников в здоровьесберегающих и пропагандирующих ЗОЖ мероприятиях» (Н. С. Гаркуша)

Цель: выявить наличие деятельности по осуществлению здорового образа жизни.

Оборудование: листочки с анкетой для учащихся, ручка.

Инструкция: «Ребята, подпишите вверху листочка имя и фамилию. Внимательно прочитайте вопросы и отметьте знаком «+» пункты, характерные для Вашего образа жизни».

Содержание методики: представлено в приложении (см. Приложение 6).

Уровни оценивания:

Высокий уровень (13 – 10 баллов) – наличие физической и творческой активности детей как элемента стиля жизни, то есть целеустремленная деятельность школьника для укрепления здоровья, развития физического потенциала и достижения физического совершенства, для эффективной реализации своих задатков с учётом личностной мотивации и социальных потребностей.

Средний уровень (9 – 6 баллов) – недостаточная активность в мероприятиях здоровьесберегающей направленности вследствие отсутствия в должной степени мотивации на ведение здорового образа жизни.

Низкий уровень (менее 6 баллов) – отсутствует потребность ведения здорового образа жизни, проявляется пассивность в самосовершенствовании и самореализации в процессе приобретения знаний о здоровье человека.

Обработка результатов:

В методике принимало участие 24 человека.

При проведении методики были получены следующие результаты:

Высокий уровень – 33% (8 человек)

Средний уровень - 42 % (10 человек)

Низкий уровень - 25% (6 человека)

Результаты по методике представлены в приложении (см. Приложение 2), работы детей в приложении (см. Приложениие7).

В обобщенном виде результаты по установлению наличия деятельности младшего школьника по осуществлению здорового образа жизни отображены в таблице (см. Таблицу 5).

Таблица 5

Уровни деятельности младшего школьника по осуществлению ЗОЖ

Уровень Количество учащихся
Абсолютное число %
Высокий уровень    
Средний уровень    
Низкий уровень    

 

Процентное соотношение уровней деятельности младшего школьника по осуществлению ЗОЖ представлено на диаграмме (см. Рисунок 3).

Рис. 3 Диаграмма уровней деятельности младшего школьника по осуществлению ЗОЖ

В результате проведения методики 3 выявлено, что большинство учеников имеют средний уровень деятельности по осуществлению ЗОЖ, что составляет 42%.

Например, Дарья Кузн., которую можно отнести к представителям с высоким уровнем деятельности, активно принимает участи во всех мероприятиях. А Артем М., показавший низкий уровень деятельности, неактивно участвует в данных мероприятиях.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в классе преобладает средний уровень деятельности по осуществлению ЗОЖ.

Анализ результатов трех методик позволил выявить уровень сформированности ЗОЖ у младших школьников (см. приложение 2).

В обобщенном виде результаты по установлению уровня сформированности ЗОЖ у младших школьников отображены в таблице (см. Таблицу 6).

Таблица 6

Уровни сформированности ЗОЖ у младшего школьника

Уровень Количество учащихся
Абсолютное число %
Высокий уровень    
Средний уровень    
Низкий уровень    

 

Процентное соотношение уровней сформированности ЗОЖ представлено на диаграмме (см. Рисунок 4).

Рис. 4 Диаграмма уровней сформированности ЗОЖ у младших школьников

Данные диаграммы позволяют сделать вывод, что большинство учеников в классе имеют средний уровень сформированностиности ЗОЖ. Это составляет 71%. Это даёт право предполагать, что учащиеся не в полном объёме владеют правилами ведения здорового образа жизни, а также не испытывают высокую потребность к ЗОЖ, 13% учащихся находится на высоком уровне сформированности ЗОЖ. Такие ученики знают правила ведения ЗОЖ, активно принимают участие в оздоровительных и здоровьесберегающих мероприятиях. На низком уровне находится 16% учеников, можно сделать вывод, что учащиеся не проявляют активности по ведению ЗОЖ, а также не владеют правилами ЗОЖ.

Таким образом, в ходе констатирующего эксперимента с учетом выделенных критериев и показателей, подобранных методик, нам удалось выявить исходный уровень сформированности ЗОЖ у учеников 3 «А» класса. Большинство учеников (71 %) имеют средний уровень, 13% учащихся находятся на высоком уровне и 16% на низком.

 


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.037 с.