Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Топ:
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Интересное:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Дисциплины:
2019-08-03 | 169 |
5.00
из
|
Заказать работу |
— Послушайте сказку и подумайте, о чём пойдёт речь сегодня на уроке.
Встретились однажды корень куста и корень слова.
— Здравствуй, — говорит один, — я корень, а ты кто?
— А я тоже корень, — отвечает другой.
— Я в земле живу, — сказал первый. — А ты где живёшь?
— А я живу в словах, — ответил второй.
— Ну какой же корень может жить в словах!? — усмехнулся первый. — Вот я корень так корень! Посмотри: от меня в земле берут начало ростки и вырастает целый куст смородины или орешника, а то и целое дерево. А от тебя что растёт?
— Не хвастайся, — отвечает с улыбкой второй. — От меня и от других таких же корней, как я, тоже вырастают ценные кусты, только не растений, а новых слов. Посмотри-ка, сколько разных слов выросло только из одного корня лет.
— Подумаешь! — не унимается первый. — Зато на кустах и деревьях, которые от меня вырастают, зреют вкусные фрукты и ягоды, которые можно съесть. А твоих слов не съешь!
— А без слов, которые от меня вырастают, ни одного твоего растения, ни фруктов, ни ягод даже и назвать-то нельзя! — не сдаётся второй.
Услышали их спор люди и говорят:
— Не спорьте, друзья, оба вы нам необходимы. Нужны нам и такие корни, от которых хорошие растения вырастают, очень нужны и такие, от которых новые слова вырастить можно.
Как у всех веток одного куста есть общий корень, так и у всех родственных слов всегда есть тоже общий корень — общая для всех часть, от которой все они произошли.
— Кто догадался, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? (Об од- нокоренных словах.)
— Прочитайте слова.
Море, морж, морская.
— Найдите лишнее слово. Докажите. (Морж. Остальные слова однокоренные.)
Так же, как и у кустов, Корень слова есть у слов.
DCVIII. Сформулируйте тему урока.
III. Работа по теме урока
DCVIII. Работа по учебнику Упр. 107(с. 61).
DCIX. Прочитайте.
DCX. Докажите, что в правом столбике записаны однокоренные слова.
DCXI. Как называется общая часть родственных слов? {Корень.)
DCXII. Выполните письменное задание к упражнению.
DCXIII. Прочитайте однокоренные слова. Назовите корень.
DCXIV. Прочитайте ниже сведения о языке.
DCXV. Какие слова называются однокоренными?
DCXVI. Как пишется корень в однокоренных словах?
DCXVII. Прочитайте правило ещё раз. Закройте учебники. Расскажите правило соседу по парте.
Упр. 108 (с. 61).
(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.)
— Игра «Третий лишний»
DCXVIII. Найдите лишнее слово в каждой строке.
• Желток, железо, жёлтый.
• Носильщик, нос, носатый.
• Часовщик, часть, час.
• Печурка, печать, печник.
• Циркуль, циркач, цирковая.
DCXIX. А достаточно ли однокоренным словам иметь общую часть? (Нет.)
DCXX. Что у них ещё должно быть? (Общее значение.)
DCXXI. Послушайте рассказ.
Чужак
Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с Водорослями заигралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху Воду ждут.
Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему идти прочь в свою семью. Пошёл чужак, пригорюнился. Где ему родственников искать?
DCXXII. Кто же оказался чужаком среди родственников Воды? (Водитель.)
DCXXIII. Почему гости не сразу приметили чужака? (В этом слове тоже корень вод-.)
DCXXIV. Не поможете ли вы ему найти своих родственников? (Водит и т. д.)
DCXXV. Составьте список родственников Воды и допишите тех из её родни, кто не пришёл к ней в гости в этот раз. Выделите в словах корень.
DCXXV. Физкультминутка
DCXXV. Закрепление изученного материала
DCXXV. Работа по учебнику Упр. 109 (с. 62).
— Прочитайте.
— Разделите слова на группы. Запишите.
(Проверка. Учащиеся читают каждую группу слов, называют корень и часть речи.) Упр. 110 (с. 62).
(Самостоятельное выполнение. Проверка.)
— Назовите синонимы. (Путь — дорожка.)
— Назовите однокоренные слова. (Картошка — картошечка.)
III. Работа со словом из словаря
— Отгадайте загадку.
Закопали в землю в мае
И сто дней не вынимали,
А копать под осень стали —
Не одну нашли, а десять!
Как её названье, дети? (Картофель.)
— Найдите слово картофель в орфографическом словаре.
— Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограммы.
— Составьте предложение со словом картофель, запишите.
— Запомните написание этого слова.
Материал для учителя
Каждый из нас с детских лет помнит стихотворение Ю. Тувима: Хозяйка однажды с базара пришла, Хозяйка с базара домой принесла Картошку, Капусту, Морковку, Горох,
Петрушку и свёклу...
А откуда к нам пришли эти овощи? Поговорим о происхождении названий некоторых из них, прежде всего картошки.
Клубни картофеля похожи на гриб трюфель. Растут, как и трюфель, под землёй. Поэтому в Италии, куда картофель привезли из Южной Америки, его и назвали грибным именем — тартуфоло. Затем это слово немцы превратили в картофель. К нам картофель вместе со своим немецким названием попал при Петре I. Крестьяне долго не принимали заморский
овощ и называли его чёртовым яблоком, но со временем всё-таки оценили неприхотливое и урожайное растение по заслугам. Прижилось и слово картофель, только в разговорной речи зазвучало оно совсем по-русски: картошка.
DCXXVI. Рефлексия
— Спишите однокоренные слова, выделите в них корень. Допишите в каждый ряд слово, которое нельзя переносить.
III. Бегать, бегун, пробег, беговой.
IV. Домашний, домишко, домовой, домик.
V. Светить, светлый, светленький, светильник.
VI. Конюшня, конный, конница, коняга.
— Какие слова называются однокоренными?
— Как пишутся корни в однокоренных словах?
— Оцените свою работу на уроке.
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!