В качестве ключевых позиций в рамках Болонского процесса были приняты — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

В качестве ключевых позиций в рамках Болонского процесса были приняты

2018-01-30 205
В качестве ключевых позиций в рамках Болонского процесса были приняты 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

следующие:

 введение двухступенчатой системы высшего образования (системы, базирующейся

на двух образовательных уровнях: бакалавр и магистр);

 создание единой системы зачетных единиц и более сопоставимых степеней;

 контроль качества образования (развитие единых критериев оценки качества

преподавания и образования);

 расширение мобильности (создание интегрированных программ обучения и

проведения научных исследований);

 обеспечение трудоустройства выпускников;

 обеспечение привлекательности европейской системы образования.

 

 

46. Понятие юридической ответственности в образовательной сфере.

Юридическая ответственность - это обязанность субъекта, совершившего виновно противоправное, причиняющее ущерб общественным отношениям деяние, претерпевать предусмотренные законодательством (санкциями охранительных правовых норм) неблагоприятные для субъекта лишения личного, имущественного и/или организационного характера.

Данное определение полностью применимо и к сфере образовательных отношений, хотя ответственность их участников обладает и своими особенностями.

Основанием возложения юридической ответственности выступают различного рода правонарушения, состав которых предусмотрен различными отраслями права. Так, в образовательной сфере могут совершаться и совершаются:

- уголовно-правовые деяния (взятки со стороны педагогических работников, поборы с родителей и учеников, мошенничество при «организации» образовательных учреждений, кражи учащимися имущества в помещении образовательного учреждения, оскорбление в грубой форме учащихся и т.д.);

- административные проступки, совершаемые должностными лицами образовательных учреждений и самими этими учреждениями (нарушение установленных административным законодательством требований по управлению образовательным учреждением, взаимодействию последних с органами управления образованием, нарушение финансового и налогового законодательства и т.п.);

- гражданско-правовые деликты (невыполнение образовательным учреждением условий заключенных хозяйственных договоров, договоров аренды, нарушения предусмотренных гражданским законодательством организационно-правовых форм, предусмотренных для образовательных учреждений и т.д.);

- дисциплинарные проступки (невыполнение учащимися требований внутришкольной (внутривузовской) дисциплины, т.е. правил внутреннего распорядка, невыполнение требований учебных планов и учебного процесса, опоздание педагога или других категорий работников образования на работу и т.п.).

Особое место занимают правонарушения, имеющие собственно образовательно-правовой характер, т.е. нарушающие нормы специального образовательного законодательства:

• несоблюдение образовательным учреждением предусмотренных лицензией условий (п.14 ст.33 Закона РФ «Об образовании»),

• отрицательные результаты аттестации образовательного учреждения (п.23 ст.33),

• осуществление деятельности без надлежащей лицензии, либо деятельности, запрещенной законом, либо деятельности, не соответствующей ее уставным целям (п.4 ст. 34)

• и т.п.

Субъектами таких правонарушений выступают, как правило, институциональные субъектыобразовательные учреждения либо органы управления образованием. Но образовательные проступки могут совершать и индивидуальные субъекты образовательных правоотношений - учащиеся, их родители, педагогические работники, руководители образовательных учреждений и органов управления образования:

• родители по каким-то причинам (религиозным, национальным) не отдают своего ребенка в школу, чем нарушается конституционная норма об обязанности получить основное общее образование (ч.4 ст. 43 Конституции РФ);

• педагог решительно отказывается обучать учащегося, мотивируя такое решение неспособностью ученика к обучению и т.п.

Соответственно этим основаниям выделяют уголовно-правовую, административную, гражданско-правовую, дисциплинарную и материальную виды юридической ответственности к субъектам образовательным правоотношений, совершившим правонарушения.

 

В соответствии с видами правонарушений юридическая ответственностьклассифицируется как:

уголовная ответственность, она наступает за преступления и поэтому представляет собой наиболее суровый вид юридической ответственности. Только наличие в действиях индивида состава уголовного преступления служит основанием возникновения уголовной ответственности. Возлагается она специальным правоприменительным актом – приговором суда, определяющим соответствующим деянию меру наказания. Уголовная ответственность воздействует непосредственно и прямо на личность преступника, даже если при этом наказание сопровождается ограничением его личных имущественных прав. Уголовное судопроизводство осуществляется в строго регламентированной процессуальной форме, обеспечивающей установление объективной истины по делу и наказание действительно виновных;

гражданско-правовая ответственность, она предусмотрена за нарушение договорных обязательств или за причинение внедоговорного имущественного ущерба. Она имеет свои характерные черты, определенные спецификой данной отрасли права и предмета её регулирования. Наиболее характерные санкции здесь сводятся к возмещению правонарушителем имущественного вреда и восстановлению нарушенного права. Закон предусматривает также возможность взыскания с виновного в нарушении договорных обязательств неустойки в виде штрафа или пени, и в этом проявляется её компенсационный, правовосстановительный характер. Осуществляется гражданско-правовая ответственность не только в судебном, но и в арбитражном, административном порядке;

административная ответственность, она следует за административные правонарушения. Через институт административной ответственности реализуются нормы различных отраслей права (административного, трудового, хозяйственного, финансового и др.), поэтому круг актов, имеющих к ней отношение, весьма многочислен. Центральное место среди них занимает Кодекс об административных правонарушениях, где предусмотрены следующие виды административных взысканий: предупреждение, штраф, возмездное изъятие или конфискация отдельных предметов, временное лишение специального права, исправительные работы, административный арест;

дисциплинарная ответственность, она применяется за нарушение трудовой, учебной, служебной, воинской дисциплины. Рабочие и служащие, нарушившие трудовую дисциплину, привлекаются к дисциплинарной ответственности администрацией предприятия, организации. До наложения взыскания должны быть затребованы объяснения от нарушителя трудовой дисциплины. Определенную специфику имеет дисциплинарная ответственность работников гражданской авиации, железнодорожного транспорта, военнослужащих по уставам о дисциплине, а также дисциплинарная ответственность судей и некоторых других категорий должностных лиц, дела о проступках которых рассматриваются и решаются специальными дисциплинарными коллегиями;

материальная ответственность, она наступает за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации рабочими и служащими при исполнении ими своих трудовых обязанностей.

 

Юридическая ответственность может быть назначена лишь при наличии определенных правовых и фактических оснований. Такими являются:

• норма права, предусматривающая возможность применения мер ответственности за противоправное деяние;

• совершение правонарушения, юридически значимые признаки последнего отражает конструкция "состав правонарушения";

• правоприменительный акт, которым конкретизуется охранительная норма права, определяется конкретный вид и мера юридической ответственности (приговор суда, постановление о наложении административного взыскания и т.п.).

Все эти основания юридической ответственности являются теоретическими, научными, но существует и законодательное определение оснований ответственности, к примеру, в уголовном праве. Статья 8 Уголовного кодекса Российской Федерации называется "Основание уголовной ответственности"; она гласит: "Основанием уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного настоящим Кодексом".

 

Юридическая ответственность независимо от отраслевой принадлежности преследует две цели: защиту правопорядка и воспитание граждан в духе уважения к праву.

 

(В сфере образования, в силу разнородности образующих ее общественных отношений, действуют все традиционно закрепленные законодательством Российской Федерации виды юридической ответственности: гражданско-правовая, административно-правовая, уголовно-правовая, дисциплинарная. В то же время для образования характерным является и специфический вид ответственности - образовательно-правовая, возникающая только при противоправном посягательстве на образовательные (педагогические) отношения. В.М. Сырых обращает внимание на неурегулированность юридической ответственности в образовательном праве, которая связывает правовые последствия лишь с отдельными нарушениями учебной дисциплины, отмечая при этом, что в образовательном праве сложилась особая система мер юридической ответственности за виновные посягательства на образовательные отношения. Проведенный анализ законодательства об образовании показывает, что юридически не урегулированными остаются нарушения собственно педагогической дисциплины, т.е. порядка взаимоотношений педагога, обучающегося, образовательной организации)

 

Особенностью юридической ответственности в образовании является ее комплексный характер, когда она, включая в себя элементы разных видов ответственности, отражает особенности содержания педагогических правоотношений, что и получило свое закрепление в отдельных специальных отраслевых законодательных актах - Уголовном кодексе Российской Федерации, Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, Трудовом кодексе Российской Федерации. Вместе с тем наряду со своего рода "легализованными" в названных законах основаниями правовой ответственности в сфере образования следует назвать и иные, фактически признаваемые как нарушения прав и свобод участников образовательной деятельности, при этом нередко влекущие достаточно серьезные вредоносные последствия, но не признаваемые законом в качестве правонарушений (так называемые "скрытые" правонарушения).

 

С учетом общих принципов юридической ответственности (законность, соразмерность санкций, целесообразность, обоснованность, неотвратимость, реальность применения и осуществимости санкций, единства видов ответственности) формируется ряд принципиальных положений (принципов), имеющих критериальное значение и определяющих регулирование ответственности в сфере образования. К ним следует отнести:

• сочетание общих оснований юридической ответственности со специальными основаниями, характерными только для области образования;

• наличие в механизме правового регулирования образованием педагогических правоотношений и учет в связи с этим особых оснований ответственности;

• в качестве правонарушений в педагогических правоотношениях выступают нарушения основных прав человека и гражданина в сфере образования;

• сочетание публично-правовых и частноправовых элементов в регулировании ответственности;

• своеобразие санкций ответственности в области образования, отражающих особенности педагогических правоотношений, в частности воспитательный характер отдельных из них; ограниченное применение санкций, препятствующих осуществлению права личности на образование;

• сочетание и взаимосвязь различных видов юридической ответственности, предусмотренных законом в сфере образования;

• учет сектора платного характера предоставления образования (платные образовательные услуги).

 

В конечном итоге проблемы установления и применения юридической ответственности в области образования обусловлены:

во-первых, ненадлежащим правовым урегулированием отношений в сфере образования, прежде всего педагогических (образовательных);

во-вторых, низким уровнем закрепления ответственности в сфере образования;

в-третьих, особым характером педагогических правоотношений, обусловливающим особенности образовательной юридической ответственности и, соответственно санкций;

в-четвертых, отсутствием сформированного законодательного механизма реализации юридической ответственности, направленной в конечном счете на обеспечение конституционного права личности на образование и иных, смежных с ним прав, в том числе обеспечивающих его реализацию.

 

47. Особенности применения гражданско-правовой и дисциплинарной ответственности в сфере образования.

Ответственность – одна из основных юридических категорий, которая широко используется в правоприменительной деятельности.

I

Гражданско-правовая ответственность – обязанность правонарушителя. Она подкреплена возможностью его принуждения со стороны государства. К особенностям гражданско-правовой ответственности можно отнести ее имущественный характер, направленность в пользу потерпевшей стороны и возможность ее добровольного возложения на себя правонарушителем. Гражданско-правовая ответственность может выражаться как в возмещении вреда, выплате неустойки, так и возложении обязанности исполнить обязательство в натуре.

Гражданско-правовую ответственность можно разделить на два вида:

договорная, которая устанавливается соглашением сторон договора;

внедоговорная, которая устанавливается за причинение вреда имуществу, здоровью, жизни, а также за причинение морального вреда.

 

В образовательной сфере выделяют две группы оснований гражданско-правовой ответственности:

за нарушение обязательств по договору платного образования (связана только с образовательным процессом на платной основе):

 

Основанием наступления гражданско-правовой ответственности служат неисполнение и ненадлежащее исполнение образовательной услуги.

ГК РФ не дает прямого определения института гражданско-правовой ответственности, что связано с неоднозначностью его правового содержания.

Проявление гражданско-правовой ответственности к исполнению обязательства по договору платного образования имеет свои специфические черты, определяющие особенности правовой защиты обучающегося.

1. Повышенная ответственность образовательного учреждения как профессионального участника образовательной деятельности.

С этих позиций в обязанности организации входит принятие всех мер для надлежащего исполнения обязательств, взятых заказчиком, даже при условии, что не всегда их исполнение зависит от её действий.

Организация должна предусмотреть при заключении с заказчиком, либо его родителями или законными представителями договоров платного образования возможные последствия, которые могут быть связаны с изменением учебного плана, заменой преподавателей или условий образовательного процесса. Также учреждение должно регламентировать обоюдную ответственность сторон за неисполнение обязательств, включить условия об основаниях освобождения от ответственности, уменьшения объема ответственности. При этом организация не должна освобождаться от ответственности по своим основным обязательствам, которые связаны с организацией, проведением, обеспечением образовательного процесса.

2. Образовательное учреждение, не выполняя или ненадлежащим образом выполняя свои обязательства по договору оказания образовательных услуг, нарушает субъективное право обучающегося на получение образования, препятствует реализации им своего конституционного права:

Основные факты, приводящие к нарушению прав обучающихся:

1. Чаще всего не заключается в письменной форме договор об оказании образовательных услуг по программам дополнительного образования, которые имеют краткосрочный характер.

2. Поступающего на обучение не знакомят под расписку с учебным планом, либо иным документом, его заменяющим.

3. Учебный план не входит составной частью в договор и часто подвергается произвольному изменению со стороны администрации организации в процессе обучения.

4. Образовательная организация, которая осуществляет «публичный» набор, не объявляет план набора в соответствии с лицензией, то есть число вакантных мест, начало, окончание приема.

5. В договоре обычно не указывают конкретные меры правовой ответственности образовательной организации за нарушение договорных обязательств, а также внедоговорных, но обусловленных законом. Например, при потере лицензии, утрате силы свидетельства о государственной аккредитации.

 

 

возмещение морального вреда (независимо от характера отношений организации и обучающегося):

ГК РФ предусматривает гражданско-правовую ответственность за причинение вреда личности или имуществу гражданина действиями юридического лица, его работниками в результате незаконных действий, в том числе бездействия, государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов. Ст. 1079 ГК РФ предусматривает ответственность юридических лиц и граждан, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих.

Предусмотренные Гражданским Кодексом РФ правила о возмещении вреда противоправными действиями имеют общий характер, то есть относятся к любому физическому или юридическому лицу, который попадает под правовое регулирование главы 59 ГК РФ. Образовательная деятельность имеет свои специфические особенности, которые влекут и устанавливают и иные, кроме указанных в ГК РФ, оснований внедоговорной гражданско-правовой ответственности, позволяющие отграничить ее от иных видов юридической ответственности и подчеркивающие её гражданско-правовой характер:

• имущественный характер гражданско-правовой ответственности. Применение данного вида ответственности всегда связано с возмещением убытков, взысканием причиненного ущерба, либо уплатой неустоек, штрафов, пеней. В образовательных отношениях может возникнуть ситуация, когда допущенное нарушение может затрагивать личные неимущественные права или причинить вред обучающемуся, либо самой организации. Применение гражданско-правовой ответственности будет присуждать потерпевшему лицу соответствующей денежной компенсации в форме возмещения убытков, морального вреда или взыскания причинённого ущерба.

• ответственность по гражданскому праву – это ответственность одного участника перед другими, ответственность правонарушителя перед потерпевшим. Гражданское право регулирует отношения, которые складываются между равноправными и независимыми субъектами. В образовательной сфере такие отношения возникают только на договорной основе. Имущественная санкция, которая применяется за допущенное нарушение, всегда имеет своей целью восстановление или компенсацию нарушенного права потерпевшего.

• одна из особенностей гражданско-правовой ответственности состоит в соответствии размера ответственности размеру причиненного вреда или убытков. В образовательной сфере определить размер ответственности сложно. Можно говорить о пределах гражданско-правовой ответственности, предопределяющиеся её компенсационным характером и необходимостью равнозначного возмещения потерпевшему причинённого вреда или убытков, так как конечная цель применения гражданско-правовой ответственности состоит в восстановлении имущественной сферы потерпевшей стороны.

• особенностью гражданско-правовой ответственности является применение равнозначных по объёму мер ответственности к разным участникам имущественного оборота за однотипные правонарушения. Указанная особенность основана на необходимости обеспечения принципа равноправия участников гражданско-правовых отношений в сфере образования.

 

II.

Дисциплинарные проступки наиболее многочисленны и исключительно разнообразны в сфере образования. Особенность дисциплинарных проступков заключается в том, что их могут совершать лица (речь идет, прежде всего, об обучающихся, но не только), не обладающие дееспособностью (деликтоспособностью), предусмотренной уголовным, административным, гражданско-правовым, трудовым, семейным законодательством. В теории и практике осуществления образовательного права эта тема относится к числу наиболее актуальных и проблемных.

В.М. Сырых предлагает следующий перечень наиболее существенных дисциплинарных проступков, которые должны быть четко отражены в образовательном законодательстве и, в частности, в будущем Кодексе об образовании. Для учащихся:

• систематические (более трех раз в семестр) опоздания или неявка без уважительных причин на практические или иные обязательные занятия;

• появление на занятиях или в помещениях образовательного учреждения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;

• нарушение дисциплины в процессе проведения лекционных, семинарских и иных учебных занятий;

• неисполнение законных требований педагогического работника, декана, его заместителей, решений и распоряжений руководителя образовательного учреждения;

• воспрепятствование деятельности педагогического работника, декана, его заместителей, руководителя образовательного учреждения;

• пользование без разрешения учебным оборудованием и иным имуществом образовательного учреждения, нахождение в помещениях образовательного учреждения в вечернее и ночное время после окончании занятий;

• порча, разрушение или уничтожение оборудования или иного имущества образовательного учреждения;

• курение в неположенном месте, распитие спиртных напитков в учебных помещениях и аудиториях;

• публичный призыв к совершению названных действий или участие в них.

Что касается педагогических работников образовательных учреждений, то помимо составов дисциплинарных проступков, названных в Трудовом кодексе Российской Федерации и в статье 56 Федерального закона "Об образовании", они, по мнению того же исследователя, должны нести дисциплинарную ответственность за следующие виновные противоправные деяния:

• реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса;

• нарушение прав и свобод обучающихся, применение к ним методов воспитания, связанных с физическим или психическим насилием;

• привлечение обучающихся и воспитанников без согласия их и родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой;

• принуждение обучающихся, воспитанников к вступлению в общественные, общественно-политические организации, движения и партии, религиозные объединения, а также принудительное привлечение к деятельности в этих организациях, посещению религиозных мероприятий и участию в агитационных кампаниях и политических акциях;

• отказ от прохождения периодических бесплатных медицинских обследований;

• использование антигуманных, а также опасных для жизни и здоровья обучающихся, воспитанников методов обучения.

 

Такой же перечень противоправных деяний должен распространяться и на руководителей образовательного учреждения. Кроме того, они несут ответственность за следующие дисциплинарные проступки:

• невыполнение или ненадлежащее выполнение образовательным учреждением функций, в том числе некачественное образование;

• несоблюдение условий безопасного ведения учебных и производственных процессов, создавших реальную угрозу причинения вреда или причинивших вред жизни и здоровью обучающихся, воспитанников, работников образовательного учреждения;

• нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников, работников образовательного учреждения, неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств договора, заключенного между обучающимися и образовательным учреждением, воспрепятствование деятельности совета образовательного учреждения, проведению общих собраний (конференций) трудового коллектива, иных органов самоуправления;

• непредставление помещений для работы медицинских работников, а также для питания обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения;

• превышение максимально допустимых учебных нагрузок на педагогических работников;

• нерациональное использование нежных и иных материальных ресурсов образовательного учреждения.

 

Перечень образовательных деликтов со стороны педагогических работников приведен полностью в проекте Общей части Кодекса Российской Федерации об образовании.

 

За совершение перечисленных действий к обучающимся могут быть применены следующие меры дисциплинарного взыскания:

• замечание, выговор, запрещение посещать отдельные занятия или пользоваться отдельными помещениями (учреждениями) вуза в течение одного или нескольких семестров;

• исключение из образовательного учреждения.

 

За совершение дисциплинарных проступков педагогические работники образовательных учреждений могут быть повергнуты следующим мерам дисциплинарного воздействия:

• замечание, выговор, временное отстранение от ведения занятий на срок до окончания семестра (четверти), запрещение читать курс в порядке, предусмотренном ч. 7 ст. 55 Закона РФ "Об образовании";

• Увольнение.

 

Такие же последствия предусматриваются и для руководителей образовательных учреждений.

 

В действующем законодательстве, прежде всего, трудовом и Законе РФ "Об образовании", предусмотрены определенные меры ответственности, которые применяются на практике. Однако, перечень, содержание, характер этих мер чрезмерно узок и не способен отразить всю специфику образовательных отношений. В этом отношении соответствующие нормы проекта Общей части Кодекса Российской Федерации об образовании, думается, значительно более обоснованы и в максимальной мере отражают особенности поведения субъектов образовательных отношений и юридических последствий их противоправных деяний.

Дисциплинарная ответственность — вид юридической ответственности, основным содержанием которой выступают меры (дисциплинарное взыскание), применяемые администрацией учреждения, предприятия к сотруднику (работнику) в связи с невыплатой долгов и совершением им дисциплинарного проступка.

 

Дисциплинарный проступок — противоправное виновное нарушение трудовой или служебной дисциплины сотрудником (работником), за которое предусмотрена ответственность в дисциплинарном порядке.

48. Особенности применения административной и уголовной ответственности в сфере образования.

К правонарушениям в области образования, за которые в КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, относятся нарушения:

• права на образование и предусмотренных законодательством РФ в области образования прав и свобод обучающихся и воспитанников образовательных организаций (ст. 5.57 КоАП РФ);

• требований к ведению образовательной деятельности и организации образовательного процесса (ст. 19.30 КоАП РФ).

 

В Письме N 03-09/266 Рособрнадзор разъясняет, что возбуждение дела об административном правонарушении в области образования не исключает:

• направления обязательного для исполнения предписания об устранении нарушения законодательства РФ в области образования соответствующему образовательному учреждению, органу местного самоуправления, осуществляющему управление в сфере образования (пп. 3 п. 1 ст. 28.1 Закона РФ N 3266-1);

• принятия решения аккредитационного органа о приостановлении действия выданного им свидетельства о государственной аккредитации образовательного учреждения либо о лишении образовательного учреждения государственной аккредитации в случае нарушения образовательным учреждением законодательства РФ в области образования, повлекшего за собой неправомерную выдачу документов государственного образца о соответствующем образовании и (или) соответствующей квалификации, либо иного нарушения прав и свобод обучающихся (п. 23 ст. 33 Закона РФ N 3266-1).

Невыполнение в срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), образует самостоятельный состав административного правонарушения (ст. 19.5 КоАП РФ).

Рособрнадзором также указано, что возбуждение дела об административном правонарушении в соответствии со ст. 19.5 КоАП РФ не исключает:

• принятия решения лицензирующего органа о приостановлении действия лицензии (при неисполнении образовательным учреждением предписания об устранении нарушения предусмотренных лицензией условий и (или) законодательства РФ в области образования) (п. 14 ст. 33 Закона РФ N 3266-1);

• принятия решения аккредитационного органа о приостановлении действия выданного им свидетельства о государственной аккредитации образовательного учреждения либо о лишении образовательного учреждения государственной аккредитации (при неисполнении предписания об устранении несоответствия содержания и качества подготовки обучающихся соответствующему федеральному государственному образовательному стандарту или федеральным государственным требованиям либо несоответствия реализуемых образовательных программ их уровню и направленности; об устранении нарушения установленных показателей деятельности образовательного учреждения, необходимых для определения его вида и категории) (п. 23 ст. 33 Закона РФ N 3266-1).

 

Размеры санкций за административные правонарушения

Статьей 5.57 КоАП РФ определены размеры административных штрафов при выявлении нарушений права на образование:

а) за нарушение или незаконное ограничение права на образование, выразившееся в нарушении или ограничении права на получение общедоступного и бесплатного образования, а равно незаконные отказ в приеме в образовательную организацию либо отчисление (исключение) из образовательной организации - наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 000 до 50 000 руб., на юридических лиц - от 100 000 до 200 000 руб.;

б) за нарушение или незаконное ограничение предусмотренных законодательством РФ в области образования прав и свобод обучающихся и воспитанников образовательных организаций либо нарушение установленного порядка реализации указанных прав и свобод - наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 000 до 30 000 руб., на юридических лиц - от 50 000 до 100 000 руб.

Совершение административного правонарушения, предусмотренного в п. "а", должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от года до двух лет.

Статьей 19.30 КоАП РФ определены размеры штрафных санкций по выявленным нарушениям требований к ведению образовательной деятельности и организации образовательного процесса:

а) за нарушение установленных законодательством РФ в области образования требований к ведению образовательной деятельности, выразившееся в ведении образовательной деятельности представительствами образовательных организаций или нарушении Правил оказания платных образовательных услуг, - наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 000 до 50 000 руб., на юридических лиц - от 100 000 до 200 000 руб.;

б) за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса либо незаконный отказ в выдаче документов государственного образца об уровне образования и (или) квалификации - наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 000 до 40 000 руб., на юридических лиц - от 50 000 до 100 000 руб.;

в) за выдачу образовательными организациями, не имеющими государственной аккредитации, документов государственного образца об уровне образования и (или) квалификации либо за выдачу образовательными организациями, имеющими государственную аккредитацию, документов государственного образца об уровне образования и (или) квалификации по образовательным программам, не прошедшим государственной аккредитации, - наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 50 000 руб. или дисквалификация на срок от шести месяцев до года, на юридических лиц - наложение административного штрафа от 100 000 до 500 000 руб.;

г) за умышленное искажение результатов государственной (итоговой) аттестации и предусмотренных законодательством РФ в области образования олимпиад школьников, а равно нарушение установленного законодательством РФ в области образования порядка проведения государственной (итоговой) аттестации - наложение административного штрафа на граждан в размере от 3000 до 5000 руб., на должностных лиц - от 20 000 до 40 000 руб., на юридических лиц - от 50 000 до 200 000 руб.;

д) за нарушение установленного законодательством РФ в области образования порядка приема в образовательную организацию - наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 000 до 30 000 руб., на юридических лиц - от 50 000 до 100 000 руб.

Совершение административного правонарушения, предусмотренного пп. "в" и "г", должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от года до двух лет.

 

Уголовная ответственность в сфере образования

 

 

Уголовная ответственность наступает за преступления, т.е. наиболее общественно опасные деяния, и поэтому представляет собой наиболее суровый вид юридической ответственности.

В образовательной сфере отсутствует глава или какое-либо иное объединение норм, которые бы четко определяли ответственность лиц в сфере образования.

Уголовно-правовые деяния (преступления) можно классифицировать по субъектному составу на следующие группы:

1. Преступления, совершаемые педагогическими работниками, основную часть которых составляют коррупционные преступления (злоупотребление полномочиями - ст. 201 УК РФ, получение взятки – ст. 290 УК РФ, служебный подлог – 292 УК РФ);

2. Преступления, совершаемые учащимися (студентами, магистрантами и т.д.) и их родителями (например, использование поддельных документов – ст. 327 УК РФ, дача взятки – ст. 291 УК РФ);

3. Смешанные преступления по субъектному составу (например, кража – ст. 158 УК РФ, клевета – ст. 128.1 УК РФ, хулиганство – ст. 213 УК РФ);

В отдельную группу выделяются преступления совершенные при «организации» образовательных учреждений и их последующей деятельности (ст. ст. 171, 173.1, 173.2 УК РФ).

К данной группе преступлений можно отнести уголовную ответственность, закрепленную в статьях 169, 237 Уголовного кодекса Российской Федерации. Уголовно наказуемые деяния могут совершать как лицензиаты (а также лица, которые должны получать лицензию на осуществление какой-либо деятельности, но этого не сделали), так и должностные лица лицензирующих органов. При


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.099 с.