Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Топ:
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Интересное:
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Дисциплины:
2018-01-30 | 220 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Решения гносеологической проблемы теориями психофизиологического параллелизма (дуализма) и психофизического монизма различны, как различны и их взгляды на природу психического, хотя, на первый взгляд, эти теории и кажутся сходными.
Теорию изоморфизма в применении к гносеологической проблеме развивает в 1974 г. Л.М. Веккер, рассматривая психический образ как инвариант преобразований сигнала по уровням изоморфизма [38]. Скрупулезно и тщательно проанализировав динамику становления психического образа в зависимости от внешних условий восприятия, Л.М. Веккер не смог раскрыть механизм «перехода» физиологического процесса в психический, показать, как нервный код преобразуется в психический образ.
Самым трудным в теории параллелизма было объяснить взаимодействие между миром физиологических явлений и психическим. Отрицать это взаимодействие не приходится, а объяснить — невозможно.
Понятие причинности можно применять к поведению и деятельности, полагал Ж. Пиаже. Но понятие причинности не применимо к сознанию — одно состояние сознания не является «причиной» другого состояния сознания: По мнению Ж. Пиаже, трудности теории взаимодействия возникают именно оттого, что она пытается распространить сферу действия причинности на само сознание [138].
Последователи Декарта объясняли взаимодействие между физическим и психическим вмешательством Бога — окказионализм. Лейбниц это взаимодействие объяснял предустановленной гармонией.
Попыткой объяснить взаимодействие психической и физической феноменологии являются и теории психофизического монизма. Эта метафизическая теория утверждает наличие одной субстанции, скрытой от нашего непосредственного познания. Эта субстанция ни материальна, ни духовна, мы можем познать только её отдельные стороны: одна сторона её — физическая, другая — психическая. Существование такой субстанции необходимо признать для возможности объяснить все мировые явления.
|
Спиноза согласие между душой и телом попробовал объяснить допущением, что душа и тело — это одно и то же, но только рас-
сматриваемое с двух различных точек зрения. Эта единая субстанция открывается для человека в форме атрибутов мышления и протяженности,
С точки зрения монизма, мозговые процессы являются объективными для наблюдателя, который не является субъектом этих процессов. Явления сознания, которые не производят движения во внешнем мире, образуют субъективную, психическую сторону для наблюдателя и являются в то же время субъектом.
Защитники психофизического монизма непонятность тождества психического и физического старались пояснить при помощи различных образных сравнении. Например, если наблюдатель находится внутри круга, то окружность кажется вогнутой, если вне — то выпуклой. Большой интерес в контексте решаемых проблем представляет динамика философских взглядов известных психологов — Вундта, Титченера, Джемса.
В 1912 г. Вундт утверждает, что психология и физика изучают один и тот же «опыт» лишь с разных точек зрения [45].
Титченер вначале определял душевный процесс как внутренний опыт и отличал его от внешних физических процессов (1912) [173], а затем стал утверждать, что между сырым материалом физики и психологии нет существенной разницы, физика и психология имеют один и тот же материал и различаются между собой только точками зрения (1914) [173]. Родоначальниками такой ориентации психологии он называет Авенариуса и Маха.
Джеме в 1890 г. характеризовал философскую платформу своего труда как позицию сплошного дуализма, которая предполагает два элемента — познающий дух и познаваемую вещь. Он трактует их как несводимые друг к другу. Ни один из них не выходит из самого себя и не переходит в другого. Ни один из них не является каким-либо образом другим, ни один не порождает другого. Они противостоят друг другу лицом к лицу в общем мире — один просто познает, а другой — коррелят — познается. В 1904— 5 гг. его позиция меняется. Он принимает махистскую концепцию «чистого опыта»:
|
«единая часть опыта,... играет роль познающего, душевного состояния, сознания, тогда как в другом контексте тот же единый отрезок опыта будет играть роль познанной вещи, объективного содержания.
В одном сочетании он фигурирует как мысль, в другом как вещь» [58].
Рассел рассматривает восприятие с разных точек зрения. Восприятие как процесс есть физиологический феномен. Восприятие же как образование, результат процесса == образ, подставляется на место предмета (объекта), и есть процесс психический. Не человек мыслит, а ему мыслится. Главной заслугой Джемса
Рассел считает то, что он отверг понятие субъекта — объекта как основное для познания. Б. Рассел продолжает линию Джемса. У Рассела в нейтральных элементах опыта растворяется и материя, и сознание. «Дух и материя являются логическими построениями; элементы, из которых они строятся или выводятся, соединены различными отношениями, из которых одни изучаются физикой, а другие — психологией», поэтому все данные физических наук — это психологические данные. Основополагающая, всеобъе-диняющая наука (то, что пыталась сделать метафизика) была бы более похожа на психологию, по мнению Рассела, чем на физику. Физика была бы по отношению к ней производной. Все науки оказались бы объединенными с психологией, т.к. в ведении психологии находится основная ткань мира — единственная первичная данность — ощущения [225].
Основная трудность психофизического монизма — объяснение тождества психического и физического. Здесь единственное серьезное объяснение остается за гносеологическим аргументом: это то, что материя, с точки зрения идеализма, тоже есть в действительности совокупность ощущений. Дух и материя как бы один «материал». Духовное бытие есть собственная действительность вещей, дух есть руководящий принцип — к этому мнению пришел Вундт.
Итак, многие психологи, пройдя эмпирический соблазн, «вкусив экспериментальной науки» и размышляя над интерпретацией экспериментальных фактов, приходят к мнению, что «основная ткань мира — единственная первичная данность — ощущения». Т.о., «решением» гносеологической проблемы теориями психофизиологического параллелизма и психофизического монизма является либо тезис о непознаваемости соответствия мира физического и психического, либо переход на позиции субъективного идеализма — мир есть наше представление о нем.
|
|
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!