Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Топ:
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Интересное:
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Дисциплины:
2018-01-29 | 301 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Структурно-логические схемы кратко и наглядно отражают содержание основных разделов и тем учебной дисциплины, логику курса в целом и
методику его изложения. На каждой из таких схем изучаемый материал представлен в конкретной и структурированной форме, отражая содержание отдельных вопросов темы или раздела, в виде графиков, чертежей, схем, формул, уравнений. Каждая схема имеет опорный сигнал – символ, точнее обобщенный образ восприятия, который, с одной стороны, объединяет вопросы, представленные на СЛС, а с другой – помогает учащемуся увидеть
особенности отдельных вопросов, тем или разделов изучаемого курса.
Проведенный анализ показывает, что применение СЛС при работе со студентами позволяет преподавателю:
· реализовать принцип крупноблочного представления теоретических знаний, сократить время на изложение теоретического материала;
· установить более тесные контакты с аудиторией и активизировать работу студентов, контролировать качество изучаемого материала.
Использование СЛС учащимися при изучении теоретических разделов курса, решении задач, выполнении заданий обеспечивает:
· систематизацию знаний, возможность видеть логические связи между вопросами, темами и разделами изучаемой дисциплины;
· развитие мышления, в том числе творческого, активизацию познавательной деятельности в целом;
· сокращение времени на изучение теоретической части курса, а следовательно, возможность индивидуальной самостоятельной работы учащегося по более углубленной проработке отдельных тем изучаемой дисциплины.
Проведенные исследования показали, что применение СЛС в учебном процессе способствует активизации самостоятельной познавательной деятельности студентов, значительно повышает ее эффективность. Так, например, чтение лекций с применением СЛС в виде слайдов позволяет преподавателю, объясняя материал вести диалог со студентами, вовлекая их в дискуссию, побуждая к рассуждениям, совместному доказательству и выводам. Преподаватель может пояснить или доказать наиболее сложные вопросы, а более простые выводы поручить учащимся сделать самостоятельно.
|
Обобщение и структуризация изучаемого материала, представленного на СЛС, способствует активизации психических познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, что, в свою очередь, активизирует познавательную деятельность учащихся, студентов в целом (см. далее в 4.4.1).
Нами экспериментально установлено, что применение СЛС обеспечивает эффективность мыслительных операций дифференциации, нахождения сходства, сравнения. Это согласуется с исследованиями Н.Ф. Тищенко (127), который эмпирически доказал, что при применении СЛС
· сокращается время обучения при одном и том же качестве знаний;
· увеличивается количество изучаемой информации при одном и том же уровне знаний и тех же временных затратах;
· повышается качество знаний при одном и том же времени обучения;
· сильными студентами обязательный программный материал
осваивается в три раза быстрее, а остальное время используется для решение исследовательских, творческих задач.
Наши наблюдения показали, как по-разному студенты воспринимают и занимаются с информацией, представленной на СЛС. После определения индивидуально-психологических особенностей студентов, их темперамента было выяснено, что для интровертов (по темпераменту это – флегматики и меланхолики) СЛС является хорошим стимулирующим материалом. Схемы способствуют активизации их познавательной деятельности и вдумчивому изучению тех или иных вопросов, тем или разделов курса. Эмоционально-неустойчивые экстраверты (холерики) часто задают вопросы по последующей теме, рассматривая предыдущую. Несколько преувеличивают свои возможности в понимании того, что изображено на СЛС без дальнейшей самостоятельной проработки этого материала эмоционально устойчивые экстраверты (сангвиники). Анализ влияния других индивидуально-психологических особенностей студентов на восприятие и переработку информации, представленной на СЛС, представлен в 4.4.2.
|
Таким образом, структурно-логические схемы (СЛС), обеспечивая формирование системного знания, активизацию психических познавательных процессов и познавательной деятельности в целом, требуют такой организации учебного процесса, при которой наиболее полно реализовывались бы потенциальные возможности студентов. Это возможно при индивидуализации обучения, когда учитываются индивидуально-психологические особенности студентов, их склонности к определенной профессиональной инженерно-технической или инженерно-гуманитарной деятельности, а также учитываются психологические особенности учебной информации по той или иной теме курса, численный состав аудитории и ее общая активность.
Отмеченное вносит разнообразие в методику преподавания дисциплины на лекциях и других занятиях с применением СЛС. Это требует высокой психолого-педагогической квалификации преподавателей, знание ими индивидуально-психологических особенностей студентов, способностей разрабатывать задания – задачи, которые содействовали бы развитию соответствующих интеллектуальных, предметных и профессиональных способностей обучающихся (см. в 4.4.2 и 4.4.4).
|
|
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!