Практический материал для логопеда по обследованию речи — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Практический материал для логопеда по обследованию речи

2018-01-04 1951
Практический материал для логопеда по обследованию речи 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Практический материал для логопеда по обследованию речи

 

Учебно-методическое пособие

 

 

Красноярск, 1995


Попова Г. А.

 

Практический материал для логопеда по обследованию речи: Методическое пособие. Красноярск: КГПУ, 1995. - 95 с.

 

 

В пособии представлен контрольно-практический материал для обследования детей с речевыми нарушениями.

Материал изложен в порядке традиционного подхода в диагностике патологии речи.

Пособие в практической деятельности может использоваться не только логопедами, но и нейропсихологами. студентами факультетов коррекционной педагогики.

 

Рецензент: В. И. Нодельман, кандидат психологических наук,

доцент кафедры клинико-психологических основ дефектологии Иркутского государственного педагогического института.

 

 

Попова Г. А., 1995


ВВЕДЕНИЕ

В повседневной практике логопед сталкивается с потребностью

иметь всегда под рукой контрольно-практический материал для

обследования детей с речевым нарушением. Материал в пособии

изложен в следующем порядке:

1.Обследование импрессивной /понятийной/речи.

2.Исследование фонематического анализа, синтеза и фонематических представлений

3.Обследование экспрессивной речи:

-строение и подвижность артикуляционного аппарата;

-состояние звукопроизношения;

-обследование словарного состава языка;

-обследование грамматического строя речи.

4.Исследование письменной речи и чтения.

Компоновка разделов работы соответствует целям обследования
ребенка. Данные речевого обследования по предложенному пособию могут иметь практическую ценность не только для логопедов, но и для неиропсихологов. Каждой теме предшествует инструкция к выполнению.

Задания в каждом разделе даются в последовательности от простого к сложному. Внутри каждого раздела логопед может использовать те из предложенных заданий, которые соответствуют цели обследования и уровню обследуемого. Используя предложенный материал, логопед, достигнет исчерпывающей диагностики речевых отклонений в развитии, выяснит индивидуальный характер речевой аномалии. Правильная диагностика обеспечит коррекционный успех в работе с ребенком.

ПРИНЦИПЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ

В основе логопедического обследования должны лежать общие принципы и методы педагогического обследования: оно должно быть комплексным, целостным и динамическим, но вместе с тем, оно должно иметь свое специфическое содержание, направленное на анализ речевого нарушения. Методика и приемы проведения обследования должны быть подчинены специфике его содержания. Комплексность, целостность и динамичность обследования обеспечиваются тем, что обследуются все стороны речи и все ее компоненты, притом на фоне всей личности обследуемого, с учетом данных его развития, - как общего, так и речевого - начиная с раннего возраста.

Логопедическое обследование включает следующее:

1. Имя, фамилия, возраст.

2. Жалобы родителей, воспитателя, учителя.

3. Данные раннего развития:

а) общего (кратко),

б) речевого (подробно, по периодам).

4. Краткая характеристика ребенка в настоящее время.

5. Слух.

6. Зрение.

7. Реакция ребенка на свои речевые затруднения.

8. Интеллект.

9. Строение органов артикуляции, их подвижность.

10. Речь:

а) импрессивная,

б) экспрессивная с точки зрения фонетики, словаря, грамматического строя, владеет ли развернутой речью.

в) письменная речь и чтение.

11. Заключение: речевой диагноз.

 

ПОДОБРАТЬ СЛОВА, ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ ПО ЗНАЧЕНИЮ

Образец: большой - маленький веселый -

правдивый - храбрый -

узкий - пустой -

кислый - прочный -

прилежный - ясный -

Определение способности составлять слова из звуков, данных в нарушенной последовательности.

Ребенку сообщается:

- «Послушай звуки, они поссорились, а ты их помири так, чтобы получилось слово»:

м, ы, д - дым о, с, н - нос, сон

х, о. м - мох з, о, к, а - коза

л, о, в, а - вода

ЭКСПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ.

Обследование строения и подвижности органов артикуляции.

Зубы:

1. нормальные 2. крупные 3. мелкие 4. редкие 5. частые 6. лишние 7. недостающие 8. прикус норм. 9. прикус откр. передний. 10. прикус откр. Боковой 11. прогения 12. прогнатия.

Губы:

1. нормальные 2. толстые 3. узкие 4. укороченные 5. с расщелиной 6. подвижные 7. малоподвижные 8. парез 9. движения выполняет верно 11. движения не выполняет 12. движения выполняет с трудом.

Язык:

1. нормальный 2. большой 3. маленький 4. длинный 5. короткий 6. узкий 7. широкий 8. мясистый 9. подвижный 10. малоподвижный 11. вялый 12. напряженный 13. движения выполняет:

а) верно,

б) быстро,

в) с трудом,

г) медленно,

д) с помощью,

с) не выполняет.

14. удерживает в нужном положении, с трудом, не удерживает.


Подъязычная связка:

1. нормальная 2. короткая 3. длинная 4. приращ. 5. натянута 6. отсутствует 7. подвижна 8. малоподвижна

небо твердое:

1. нормальное 2. высокое 3. низкое 4. узкое 5. широкое 6. наличие расщелины:

а) полной,

б) частичной,

в) прооперированной,

г) обтуратор,

д) дооперационной,

е) шрамы,

Небо мягкое:

1. нормальное 2. укороченное 3. раздвоенное 4. отсутствует 5. подвижное 6. вялое 7. напряженное 8. парез:

а) полный, б) односторонний.

 

ОБСЛЕДОВАНИЕ ПРОИЗНОШЕНИЯ

ЗВУКА В СЛОВАХ.

 

С

 

 

 

З

 

З’

Ц

 

Ш

 

 

Ж

Ч


 

Щ

Р’

 

Л

 

 

Л’

 

К

 


Г

 

 

 

 

Х

 

 

 

П

 

 

Б

Д

 

Т

 


 

 

В

Ф

 

 


ОБСЛЕДОВАНИЕ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА.


 

СОСТОЯНИЕ ФУНКЦИИ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ

1. Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов:

 

 


Далее логопед называет предмет, а ребенок самостоятельно образует новые слова:

чашка -...,

кружка -...,

куст -…,

гнездо -...,

лист-...,

ковер -...,

лоб -...,

ухо -....

2. Образование глагола с помощью приставок.


 

3. Преобразование глаголов в имена существительные.

Летать, переводить, возить, рассказывать, учить, пилить.

Инструкция: От заданных слов образуй новые.

Например, от слова летать можно образовать новое слово "летчик", а от слова "переводить?"...

 

В лесу.

Вот большой лес. За лесом речка, там гуляют дети. Зоя и Женя ищут грибы. Юра и Леша нашли ежа.

На реке.

Было лето. Зоя и Саша пошли на речку. Зоя рвала цветы на лугу. Саша удочкой ловил рыбу. Вот Женя. У Жени щука.

На даче.

Дети идут на дачу. Они будут жить у бабушки. Там есть роща. За рощей речка. Мальчики будут ловить рыбу, девочки собирать цветы.

Избушка лесника.

В лесу жил лесник. Он сторожил лес. У лесника была внучка Саша. Саше было хорошо с дедушкой. Кругом была тишина. Только журчал ручей и пели птицы. В траве трещали кузнечики.

6. Самостоятельное письмо (со 2 класса и старше).

 

 

 

а) Самостоятельно составить и записать рассказ по серии картинок.


б) Напиши сочинение на тему: "Как я провел каникулы".

И Письмо предложений или небольшого рассказа по опорным

словам.

Слова: а) зима, зайцы, волки;

б) Велосипед и велосипедист;

в) Самолет и пассажиры.

8. Задание на списывание с предъявленного образца, (тексты, фразы, слова, слоги, буквы).

Дети.

Был чудный день. Дети приехали на дачу. Дача у рощи. Дети ходили в рощу. Они собирали в роще чернику.

Наступила дождливая осень. Зима, лето, сани, избушка.

ра, ба, та, по, зо, ка, гу, а, р, н, м, н, и, ю

9. Задания на складывание слов, слогов из букв разрезной азбуки. (Применяется для обследования детей, у которых еще не сформирован навык чтения).

ИССЛЕДОВАНИЕ ЧТЕНИЯ

1. Чтение букв (назови эти буквы).

Д, В, Ш, И, М, Л, И, Б, К, Г, Т, Д, С, Ш, П, Б.

2. Чтение слогов.

на, ра, ба, са, со, но, ло, пу, ол, ум, ан, ус, от, уш, ста, тро, кру, дры, кро.

3. Чтение слов.

мак, рак, лук, суп, нос, уши, ужи, яма, осы, юла, рука, перо, Саша, дыня, луна, очки, арка, юрта, ядро, отряд, шалаш, завод, дятел, щипцы, санки, молоток, бумажник, ножницы, грязнуля, футболист, курорт, шахматы, журавль.

4. Чтение слов про себя

ток: сок, мок, ток, шок, жало: сало, зала, сажа, жало цвет: свет, швед, цвет, привет дачка: тачка, бочка, дачка, качка.

Инструкция: "Слева в вертикальном столбике - слова, к каждому из этих слов в этой же строчке дано по 4 слова, среди ко­торых нужно найти первое слово и подчеркнуть. Читай про себя как можно быстрее!".

5. Чтение слов с пропущенными буквами:

окн… те…дь

кошк… …апочки

ябло… мура…

кон…ты сапо…

6. Чтение специально подобранных текстов.

а) Чтение фраз:

"Пришла холодная, морозная зима". "Лампа стоит на круглом столе". "После школы дети играют в снежки, катаются на коньках и лыжах".

б) Чтение текстов.

Инструкция: "Читай вслух, постарайся прочитать текст как можно лучше. Когда прочтешь до конца, я задам тебе вопросы, ты ответишь на них".

Белка.

Дедушка у Гены - лесник. Дом...в лесу. Там на ели жила белка. Она жила в дупле. Ела белка орехи.

Вопросы, предъявляемые после прочтения текста:

- Кем был Генин дедушка?;

- Где был дом дедушки?;

- Кто жил на ели?;

- Где жила белка?;

- Что ела белка?


Литература

1.Волкова Г.А. Методические рекомендации по психолого-логопедичес­кому изучению заикающихся детей.- Киев: РУМК спецшкол, 1984.

2.Волкова Г.А. Методика обследования нарушений речи у детей. -С.Петербург, 1993..

З.Левина Р.Е.Нарушение письма у детей с недоразвитием речи.-М.,1961.

4.Методы обследования нарушений речи у детей. Сборник научных трудов.- М., Изд.АПН СССР, 1982.

5.Основы теории и практики логопедии(под ред. Р.Е.Левиной.)-М.,1968.

 


СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

Импрессивная речь 4

Фонематические процессы 15

Экспрессивная речь 19

Письменная речь 87

Чтение 91

Литература 94

 

Практический материал для логопеда по обследованию речи

 

Учебно-методическое пособие

 

 

Красноярск, 1995


Попова Г. А.

 

Практический материал для логопеда по обследованию речи: Методическое пособие. Красноярск: КГПУ, 1995. - 95 с.

 

 

В пособии представлен контрольно-практический материал для обследования детей с речевыми нарушениями.

Материал изложен в порядке традиционного подхода в диагностике патологии речи.

Пособие в практической деятельности может использоваться не только логопедами, но и нейропсихологами. студентами факультетов коррекционной педагогики.

 

Рецензент: В. И. Нодельман, кандидат психологических наук,

доцент кафедры клинико-психологических основ дефектологии Иркутского государственного педагогического института.

 

 

Попова Г. А., 1995


ВВЕДЕНИЕ

В повседневной практике логопед сталкивается с потребностью

иметь всегда под рукой контрольно-практический материал для

обследования детей с речевым нарушением. Материал в пособии

изложен в следующем порядке:

1.Обследование импрессивной /понятийной/речи.

2.Исследование фонематического анализа, синтеза и фонематических представлений

3.Обследование экспрессивной речи:

-строение и подвижность артикуляционного аппарата;

-состояние звукопроизношения;

-обследование словарного состава языка;

-обследование грамматического строя речи.

4.Исследование письменной речи и чтения.

Компоновка разделов работы соответствует целям обследования
ребенка. Данные речевого обследования по предложенному пособию могут иметь практическую ценность не только для логопедов, но и для неиропсихологов. Каждой теме предшествует инструкция к выполнению.

Задания в каждом разделе даются в последовательности от простого к сложному. Внутри каждого раздела логопед может использовать те из предложенных заданий, которые соответствуют цели обследования и уровню обследуемого. Используя предложенный материал, логопед, достигнет исчерпывающей диагностики речевых отклонений в развитии, выяснит индивидуальный характер речевой аномалии. Правильная диагностика обеспечит коррекционный успех в работе с ребенком.


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.