Тема 15. Римский стоицизм. (4 ч.) — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Тема 15. Римский стоицизм. (4 ч.)

2018-01-04 136
Тема 15. Римский стоицизм. (4 ч.) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цель занятия: Знакомство с римским стоицизмом в ходе совместного чтения и разбора философских сочинений Сенеки и Марка Аврелия. Конечная цель жизни и идеал стоического мудреца. Отношение мудрец к другим людям: может ли он любить, иметь друзей, можно ли его обидеть или оскорбить. Понятие судьбы и проблема свободы воли.

Форма проведения – совместное чтение и дискуссия.

 

Контрольные вопросы:

  1. Кто из исторических персонажей считается воплощением идеала мудреца?
  2. Может ли человек подняться над тем, что ему предначертано судьбой?
  3. Может ли мудрец любить других людей?
  4. Может ли мудрец заниматься политикой?

 

 

Литература:

Основная

Научная

- Сенека. Философские трактаты / Пер. Т.Ю. Бородай. СПб. 2000

- Столяров А.А. Стоя и стоицизм. М., 1995.

- Поленц М. Стоя. История духовного движения / Пер. с немецкого В.М. Линейкина. СПб. 2015.

Дополнительная

Учебная

- Греческая философия. Под ред. М. Канто-Спербер, Дж. Барнза, Л. Бриссона, Ж. Брюнсвига, Г. Властоса, тт. I-II. Перевод с франц. – Москва, 2006-2008.

- История философии. Под ред. В.В. Васильева, А.А. Кротова, Д.В. Бугая. - Москва, 2005

Тема 16. Эпикурейская философия (2 ч.)

Цель занятия: Знакомство с основными положениями философии Эпикура в ходе совместного чтения и обсуждения Писем к Геродоту и Пифоклу. Основные положения теории познания (каноники). Учение о природе – эпикурейский вариант атомизма. Учение о богах, учение об обществе и человеке. Тит Луркеций Кар и его поэма «О природе вещей».

Форма проведения – совместное чтение и дискуссия.

 

Контрольные вопросы:

  1. В чем состоит конечная цель жизни, по Эпикуру?
  2. Какое значение имеет физика для эпикурейской этики?
  3. Какие критерии истины выделяет Эпикур?
  4. Можно ли считать эпикурейскую философию атеизмом?

 

Литература:

Основная

Научная

- Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. Книга 10. Эпикур / Пер. М.Л. Гаспарова. М. 1975.

- Тит Лукреций Кар. О природе вещей / Пер. Ф.А. Петровского. Москва, 1983.

- Шахнович М.М. Парадоксы теологии Эпикура. СПб., 2000.

Дополнительная

Учебная

- Античная философия: Энциклопедический словарь. – М., 2008. Статья «Эпикур».

 

 

Тема 17. Античный скептицизм (4 ч.)

Цель занятия: Знакомство с основными этапами истории античного скептицизма в ходе совместного чтения 1-ой книги «Пирроновых положений» Секста Эмпирика. Философия Пиррона и академический скептицизм. «Тропы» Энесидема. История скептической Академии и основные представители академического скептицизма: Аркесилай, Карнеад, Филон из Лариссы.

 

Форма проведения – совместное чтение и дискуссия.

 

Контрольные вопросы:

  1. Что в переводе означает слово «скепсис»?
  2. Перечислите 10 тропов Энесидема.
  3. Чем отличается академический скептицизм от пирронизма?
  4. В чем состоит конечная цель жизни, согласно Пиррону?

 

Литература:

Основная

Научная

- Секст Эмпирик. Три книги Пирроновых положений // Сочинения в двух томах. Т. 2. М. 1976.

Дополнительная

Учебная

- Греческая философия. Под ред. М. Канто-Спербер, Дж. Барнза, Л. Бриссона, Ж. Брюнсвига, Г. Властоса, тт. I-II. Перевод с франц. – Москва, 2006-2008.

 

 

Тема 18. Римский неоплатонизм (6 ч.)

Цель занятия: Знакомство с философией Плотина. Чтение и обсуждение трактатов «О трех начальных ипостасях» (V 1) и «О нисхождении души в тело» (IV 8). Многоуровневая система реальности Плотина: «путь вверх» от космоса к Единому как онтологическое априори, и «путь вниз» от Единого к космосу. Единое как первопричина и Абсолют. Роль материи в системе реальности: материя умопостигаемая и чувственная, материя как бесконечное и как зло. Сознание и личность в философии Плотина.

 

Форма проведения – совместное чтение и дискуссия.

 

Контрольные вопросы:

  1. Почему «путь вверх» легче чем «путь вниз»?
  2. Назовите основные уровни неоплатонического универсума.
  3. Является ли Единое «ипостасью»?
  4. Перечислите характеристики материи по Плотину. Почему он сравнивает ее с «зеркалом»?
  5. Каково отношение между мировой и единичной душой у Плотина?

 

Литература:

Основная

Научная

- Плотин. Трактаты 1-11 / Пер. и комм. Ю.А. Шичалина. М. 2007.

- Рист Дж. Плотин: путь к реальности / Пер. с англ. И. Берестова и Е. Афонасина. СПб. 2005.

- Адо П. Плотин или простота взгляда / Пер. с фр. Е. Штофф. М., 1991.

Дополнительная

Учебная

- Античная философия: Энциклопедический словарь. – М., 2008. Статья «Плотин».

- Греческая философия. Под ред. М. Канто-Спербер, Дж. Барнза, Л. Бриссона, Ж. Брюнсвига, Г. Властоса, тт. I-II. Перевод с франц. – Москва, 2006-2008.

 

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.