Нормативный срок обучения 4 года — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Нормативный срок обучения 4 года

2018-01-07 173
Нормативный срок обучения 4 года 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ПЕДАГОГИКА

Направление подготовки 050100 «Педагогическое образование»

Профиль подготовки: «Иностранный язык», «История и обществознание», «Право», «Физика и информатика и ИКТ», «Математика и информатика и ИКТ», «Физическая культура», «Технология», «Информатика и ИКТ»

Квалификация (степень) выпускника бакалавр

Нормативный срок обучения 4 года

 

Пермь

ПГПУ

 


 

Рецензент:

Доктор педагогических наук, профессор, проректор по учебной работе ПГПУ А.И. Санникова

Авторы-составители: Н.А. Гангнус, Е.К. Гитман, Т.П. Гаврилова, Л.А. Косолапова, Н.Г. Липкина, Р.А. Рогожникова, Т.Я. Шихова, Н.В. Юняева. Под ред. к.п.н., доц. Н.А. Гангнус, зав.каф. педагогики Л.А. Косолаповой

Учебно-методический комплекс по дисциплине ПЕДАГОГИКА составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 050100 «Педагогическое образование».

Дисциплина входит в профессиональный цикл,

относится к базовой части учебного плана ООП.

Учебно-методический комплекс предназначен для преподавателей, студентов.

 

 

Согласовано:

Декан _______________ факультета __________________(Ф.И.О.)

 

Для дисциплин

общеуниверситетских кафедр

Утверждено:«___» 20___ г. Начальник учебно-методического управления ________   Утверждено на заседании кафедры педагогики: Протокол № 1 «» января 2013г. Зав. кафедрой Л.А. Косолапова

 

Содержание

1. Цель изучения дисциплины

2. Место дисциплины в структуре ООП

3. Требования к результатам освоения дисциплины

3.1. Принятая структура компетенций

3.2. Матрица соотнесения разделов учебной дисциплины и формируемых компетенций

4. Объем дисциплины

4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

4.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы

5. Содержание дисциплины

5.1. Программа дисциплины

5.2. Содержание семинарских и практических занятий

Формы и методы обучения

7. Структура и содержание самостоятельной работы студентов

7.1. Структура и трудоемкость самостоятельной работы студентов

7.2. План-график самостоятельной работы студентов

7.3. Тематика рефератов, контрольных работ, эссе и методические рекомендации по их выполнению

7.4. Тематика курсовых работ (исследовательских проектов) и методические рекомендации по их выполнению

Учебно-методическое, информационное и

материально-техническое обеспечение дисциплины

8.1. Основная литература

8.2. Дополнительная литература

8.3. Учебно-методические материалы

8.4. Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

8.5. Материально-техническое обеспечение

Содержание и порядок проведения входного и текущего контроля, промежуточной аттестации

9.1. Содержание и форма проведения входного контроля

9.2. Содержание и форма текущего контроля знаний

9.2.1. Формы текущего контроля знаний

9.2.2. Критерии оценки сформированности компетенций

9.2.3. Перечень контрольных вопросов для самопроверки студентов

9.3. Содержание и форма промежуточной аттестации

10. Глоссарий по курсу дисциплины

 


1. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «Педагогика» является

с точки зрения деятельности преподавателя – создание условий для становления в процессе изучения педагогики гуманистически ориентированного субъекта педагогического процесса, умеющего самостоятельно формировать обобщенное индивидуализированное (личное) педагогическое знание и компетентно творчески применять его сообразно ситуации предметной деятельности и общения с воспитанником (учеником);

с точки зрения студента – овладение развивающимся личностным системным педагогическим знанием как средством осмысления и компетентного решения с позиций гуманизма бесконечно разнообразных практических педагогических проблем (задач).

 

2.Место дисциплины в структуре ООП.

Дисциплина «Педагогика» относится к базовой части профессионального цикла.

Дисциплина «Педагогика» опирается на результаты освоения таких дисциплин, как «Философия», «Информационные технологии», «Психология».

Дисциплина «Педагогика» является предшествующей для дисциплин, формирующих группу компетенций, относящихся к практической деятельности: «Методика обучения (по профилю подготовки)»


4. Объем дисциплины

 

4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

 

В соответствии с примерными учебными планами трудоёмкость курсов педагогики в базовой части составляет 324 часа (9 зачётных единиц), из которых 40% составляют аудиторную нагрузку, то есть 130 часов (3,5 зачётных единицы). Прохождение учебных курсов рассчитано на 3 семестра (преимущественно во 2,3,4 семестрах). С учётом требований о том, что «зачётная единица» составляет 36 часов и предполагает промежуточную форму контроля - «зачёт», а экзамен может быть определён при трёх зачётных единицах (108 часов), кафедра педагогики предлагает следующий график прохождения педагогических дисциплин ‑ распределение часов по темам и видам учебной работы (4.2.) – по модулям (4.2.1.) и дидактическим единицам (4.2.2.).

Лекции

Семинарские занятия

Дидактическая единица

«История педагогики и образования»

Лекции

Тема 1. Введение в курс «История педагогики и образования»

Ключевые понятия: история педагогики, история образования, история педагогической мысли, историко-педагогический процесс.

Содержание. Становление истории педагогики как науки. Место истории педагогики в системе научного знания. Объект и предмет, источники и методы историко-педагогических исследований. Педагогическая интерпретация истории человечества. Историко-педагогический процесс как единство исторического развития практики образования и педагогической мысли. Концептуальные подходы к его изучению. Место, роль и задачи курса в системе педагогического образования, в формировании педагогического мировоззрения и мышления студентов. Логика построения и структура учебного курса «История образования и педагогической мысли».

 

Образовательные системы древневосточной цивилизации

Ключевые понятия: иудаистская педагогика, педагогика индуизма, педагогика буддизма, педагогика конфуцианства.

Содержание. Восприятие ребёнка в культуре древних обществ Ближнего Востока. Индуизм - духовно-религиозная основа южноазиатской педагогики. Образование как средство обеспечения социальной стабильности становления Дальневосточной цивилизации. Педагогическая система Конфуция. Влияние конфуцианства на семейное воспитание и школьное образование в Древнем Китае.

2) Философские основания и сущность образовательных систем античности

Ключевые понятия: античная педагогика, античный идеал философского образования, античный идеал общего образования, релятивизм, майевтика.

Содержание. Философские основания античной педагогики (Протагор, Сократ, Платон, Аристотель). Афинская, спартанская и римская системы образования. Зарождение христианской традиции воспитания.

3) Западноевропейская система образования в период Средневековья (6-14 вв.)

Ключевые понятия: схоластика, апологеты, христианский идеал, приходские, монастырские, соборные школы, семь свободных искусств, бюргерские школы.

Содержание. Основные типы школ, ученичество и педагогические идеалы в период развитого Средневековья (Европа). Рыцарская система воспитания. Схоластика. Возникновение городских школ. Возникновение и развитие первых университетов. Вопросы воспитания и обучения в трудах выдающихся мыслителей этого периода (Пьер Абеляр, Фома Аквинский).

Семинарские занятия

Семинар 1. Образовательные системы древневосточной цивилизации.

Структура занятия

1.Педагогика Древней Месопотамии и Древнего Египта.

2. Педагогическая традиция иудаизма.

3. Индуистская педагогика Южноазиатской цивилизации и педагогика буддизма.

4. Конфуцианская педагогика Дальневосточной цивилизации.

Рекомендуемая литература

Базовый учебник: Попов В.А. История педагогики и образования [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов / Попов Виктор Алексеевич; под ред. В. А. Сластенина. - М.: Академия, 2010.

Дополнительная литература:

1. Артхашастра, или науки политики./ М.; Л., 1958.

2. Древнекитайская философия. Собрание текстов. В 2 т.т. М., 1972-73. (см. «Лунь-Юй»).

3. Будда и его учение./ Сост. В. И. Корнев. М., 1999. (Антология гуманной педагогики).

4. Истрин В. А. Возникновение и развитие письма. М., 1965. (с. 171-180).

5. Корнетов Г.Б. История педагогики: Введение в курс «История образования и педагогической мысли»: Учебное пособие. – М.: Изд-во УРАО, 2002. – С. 21-33.

6. Малявин В. В. Основные этапы развития школьного образования в Древнем и Средневековом Китае. // Очерки истории школы и педагогической мысли древнего и средневекового Востока. М., 1998.

7. Матье М. Э. День египетского мальчика. Пермь, 1993. (Глава II-VII).

8. От глиняной таблички к университету: Образовательные системы Востока и Запада в эпоху Древности и Средневековья. М., 1998.

9. Хофман Ф. Мудрость воспитания. Педагогия. Педагогика: (Очерки развития педагогической теории). Пер. с немецкого.- М.: Педагогика, 1979. (с.22 – 30).

Электронные ресурсы:

1. Астафьева Л.С., Астафьев Л.М. Педагогика. Учебное пособие. М., 2010 // http://www.biblioclub.ru

2. Джуринский А.Н. История педагогики и образования М., 2010 Издательство «Лань» Электронно-библиотечная система http://www.e.lanbook.com

3. Педагогика. Учебник для студентов педагогических вузов и пед. колледжей /Ред. П.И. Пидкасистого. М., 2008 // http://www.biblioclub.ru

4. Торосян В.Г. История образования и педагогической мысли: Учебник для вузов. М.: Владос, 2006 // http://www.biblioclub.ru

Семинар 2. Философские основания и сущность образовательных систем античности

Структура занятия

1. Софистика: личность и общество. «Человек есть мера всех вещей…»

2. Сократ: «майевтика» как средство гармонизации личности и общества.

3.Платон: идея справедливого государства для блага личности.

4. Аристотель: воспитание как средство развития добродетелей. Идея «общего» воспитания.

Знать значение основных педагогических терминов по эпохе Античности: абак, Академия, гимнасия, герусия, грамматист, дидаскал, калькулятор, кифарист, калокагатия, киники, мусическая школа, палестра, педагогиум, педагог, педотриб, ритор, риторские школы, сократическая беседа, софистика, софронист, стиль, стоики, эфебия, ювентус.

Рекомендуемая литература

Базовый учебник: Попов В.А. История педагогики и образования [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов / Попов Виктор Алексеевич; под ред. В. А. Сластенина. - М.: Академия, 2010.

Дополнительная литература:

1. Антология мировой философии. - М., 1969. – Т.1. – Ч.1.

2. Корнетов Г.Б. История педагогики: Введение в курс «История образования и педагогической мысли»: Учебное пособие. – М.: Изд-во УРАО, 2002.

3. Словарь античности. – М., 1989.

4.Философия Древнего мира. Хрестоматия. – СПб, 1993. – т. 1. – ч. 2.

5.Человек: мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. – М., 1991.

Электронные ресурсы:

1. Астафьева Л.С., Астафьев Л.М. Педагогика. Учебное пособие. М., 2010 // http://www.biblioclub.ru

2. Джуринский А.Н. История педагогики и образования М., 2010 Издательство «Лань» Электронно-библиотечная система http://www.e.lanbook.com

3. Педагогика. Учебник для студентов педагогических вузов и пед. колледжей /Ред. П.И. Пидкасистого. М., 2008 // http://www.biblioclub.ru

4. Торосян В.Г. История образования и педагогической мысли: Учебник для вузов. М.: Владос, 2006 // http://www.biblioclub.ru

 

Лекции

Семинарские занятия

Лекции

Тема 5. Функции и основные направления деятельности классного руководителя. Планирование воспитательной работы в классе. Тьютор в современной школе

Ключевые понятия: классный руководитель, функции объекты внимания классного руководителя, план воспитательной работы, тьютор.

Содержание: роль классного руководителя в системе воспитания школьника. Функции и основные направления деятельности классного руководителя. Содержание профессиональной работы классного руководителя. Принципы планирования, виды и формы планирования воспитательной работы в классе. План по целевым программам воспитания, по видам деятельности, по ключевым делам. Структура и требования к плану воспитательной работы. Понятие «тьютор». Роль тьютора в современной школе. Отличия деятельности тьютора от деятельности классного руководителя.

 

Семинарские занятия

Структура занятия

1. Закономерности воспитания как его существенные, необходимые, устойчивые связи.

2. Принципы воспитания как отражение закономерностей воспитательного процесса.

3. Характеристика требований, предъявляемых к принципам.

4. Основные принципы воспитания. Единство и взаимосвязь принципов в целостном воспитательном процессе.

Рекомендуемая литература

Базовый учебник: Голованова Н.Ф. Педагогика. М., 2011. Гл. 3.

Дополнительная литература:

1. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. – 2-е изд. Казань: Центр инновационных технологий, 2000. – 608 с. Раздел III. Глава 1.

2. В.И. Загвязинский, И.Н. Емельянова / под ред. В.И. Загвязинского. Педагогика: учебник для студ. Учреждений высш. Проф. образования.- М.: Изд. центр «Академия», 2011. Гл. 4.

3. Коджаспирова Г.М. Педагогика в схемах и таблицах. М., 2008.

4. Педагогика: электронный учебник /под ред. Л.П. Крившенко. М.,2010.

5. Педагогика/ В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А И. Мищенко,Е.Н. Шиянов.- М.Школьная пресса, 2004.

6. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. М.: ВЛАДОС, 2007. – Кн.2: Процесс воспитания. – 256 с. Часть 3. Тема 1. С. 5-21.

7. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. – 384 с. Глава 1.

Электронные ресурсы:

1. Градусова Л.В. Гендерная педагогика М., 2011 Университетская библиотека онлайн http://www.biblioclub.ru

2. Педагогика. Учебное пособие /Ред. П.И. Пидкасистого. М., 2012 // Издательство «Лань» Электронно-библиотечная система http://www.e.lanbook.com

3. Подласый И.П. Педагогика в 3-х книгах. Кн. 3: Теории и технологии воспитания М., 2008 Университетская библиотека онлайн http://www.biblioclub.ru

 

Структура занятия

1. Понятие «воспитательная система», её структура.

2. Развитие воспитательной системы школы.

3. Методика создания воспитательной системы школы.

4.Характеристика современных, гуманистических воспитательных систем.

5.Критерии развития и эффективности воспитательной системы.

Применить полученные знания для анализа воспитательной системы школы в ходе экскурсии.

Рекомендуемая литература

Базовый учебник: Голованова Н.Ф. Педагогика. М., 2011. Гл. 3.

Дополнительная литература:

1. Загвязинский В.И., Емельянова И.Н./ под ред. В.И. Загвязинского. Педагогика: учебник для студ. Учреждений высш. Проф. образования.- М.: Изд. центр «Академия», 2011.- 4.5., с. 202-224.

2.Караковский В.А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования. М., 1991.

3. Коджаспирова Г.М. Педагогика в схемах и таблицах. М., 2008.

4. Новикова Л.И. Теория и практика воспитательных систем: В 2 т. - М., 1991.

5. Поляков С.Д. О новом воспитании. - М., 1990.

6. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведения.- М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004.

Электронные ресурсы:

1. Педагогика. Учебное пособие /Ред. П.И. Пидкасистого. М., 2012 // Издательство «Лань» Электронно-библиотечная система http://www.e.lanbook.com

2. Подласый И.П. Педагогика в 3-х книгах. Кн. 3: Теории и технологии воспитания М., 2008 Университетская библиотека онлайн http://www.biblioclub.ru

 

Семинар 3. Содержание воспитания: приоритетные стратегии воспитания

Структура занятия

1. Структура, источники и основополагающие идеи содержания процесса воспитания.

2. Воспитание духовно и физически здоровой личности.

3. Воспитание патриота и гуманиста.

4. Воспитание трудолюбивой и конкурентоспособной личности.

5. Воспитание творчески саморазвивающейся личности.

6. Содержание воспитания в свете нового ФГОС.

Рекомендуемая литература

Базовый учебник: Голованова Н.Ф. Педагогика. М., 2011. Гл. 3.

Дополнительная литература:

1. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. – 2-е изд. Казань: Центр инновационных технологий, 2000. – 608 с. Раздел III. Глава 2.

2. Коджаспирова Г.М. Педагогика в схемах и таблицах. М., 2008.

3. Педагогика: электронный учебник /под ред. Л.П. Крившенко. М.,2010.

4. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. М.: ВЛАДОС, 1999. – Кн.2: Процесс воспитания. – 256 с. Часть 3. Тема 1. С. 27-37.

5. Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника. М., 1998.

Электронные ресурсы:

1. Ерёмина Р.А. Функции и основные направления деятельности классного руководителя М., 2008 Университетская библиотека онлайн http://www.biblioclub.ru

2. Курочкина И.Н. Как научить ребёнка поступать нравственно М., 2002 Университетская библиотека онлайн http://www.biblioclub.ru

3. Педагогика. Учебное пособие /Ред. П.И. Пидкасистого. М., 2012 // Издательство «Лань» Электронно-библиотечная система http://www.e.lanbook.com

4. Подласый И.П. Педагогика в 3-х книгах. Кн. 3: Теории и технологии воспитания М., 2008 Университетская библиотека онлайн http://www.biblioclub.ru

Структура занятия

1. Основные характеристики культуры межнационального общения.

2.Дифференциация понятий «патриотизм», «национализм», «интернационализм».

3.Понятие «толерантность». Основные проявления этого качества. Технология воспитания культуры межнационального общения.

4. Анализ концепции духовно-нравственного воспитания школьников.

Рекомендуемая литература

Базовый учебник: Голованова Н.Ф. Педагогика. М., 2011. Гл. 3.

Дополнительная литература:

1. Бетти Э. Риэрон. Толерантность – дорога к миру. М.: Изд-во «Бонфи», 2001.

2. Волков Н.Г. Этнопедагогизация целостного учебно-воспитательного процесса. М, 2001.

3. Воскресенская Н.М. Образование и многообразие культуры //Педагогика, 2000, №2.

4. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 – 2005 годы». М.,2001.

5. Давыдов И.А. Развитие национальных языков и культуры межнациональных отношений.//Педагогика, 2000, №7.

6. Харисов Ф.Ф. Национальная культура в воспитательном процессе. //Педагогика, 1999, №2.

Электронные ресурсы:

1. Курочкина И.Н. Как научить ребёнка поступать нравственно М., 2002 Университетская библиотека онлайн http://www.biblioclub.ru

2. Педагогика. Учебное пособие /Ред. П.И. Пидкасистого. М., 2012 // Издательство «Лань» Электронно-библиотечная система http://www.e.lanbook.com

3. Подласый И.П. Педагогика в 3-х книгах. Кн. 3: Теории и технологии воспитания М., 2008 Университетская библиотека онлайн http://www.biblioclub.ru

 

Структура занятия

1. Понятие метода воспитания. Приёмы и средства воспитания.

2. Различие подходов к классификации методов воспитания.

3. Характеристика группы методов формирования сознания личности.

4. Характеристика группы методов организации жизнедеятельности и формирования опыта поведения.

5. Характеристика группы методов стимулирования деятельности и поведения воспитанников.

6. Сущность и приёмы педагогического воздействия.

Рекомендуемая литература

Базовый учебник: Голованова Н.Ф. Педагогика. М., 2011. Гл. 5.

Дополнительная литература:

1. Загвязинский В.И., Емельянова И.Н./ под ред. В.И. Загвязинского. Педагогика: учебник для студ. Учреждений высш. проф. образования.- М.: Изд. центр «Академия», 2011.- 4.3., с. 137-149.

2. Коджаспирова Г.М. Педагогика в схемах и таблицах. М., 2008.

3. Педагогика: электронный учебник /под ред. Л.П. Крившенко. М.,2010.

4. Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. М., 1998.

5. Чернышов А.С. Практикум по решению конфликтных ситуаций.- М.,1998.

Электронные ресурсы:

1. Ерёмина Р.А. Функции и основные направления деятельности классного руководителя М., 2008 Университетская библиотека онлайн http://www.biblioclub.ru

2. Педагогика. Учебное пособие /Ред. П.И. Пидкасистого. М., 2012 // Издательство «Лань» Электронно-библиотечная система http://www.e.lanbook.com

3. Подласый И.П. Педагогика в 3-х книгах. Кн. 3: Теории и технологии воспитания М., 2008 Университетская библиотека онлайн http://www.biblioclub.ru

 

Структура занятия

1.Понятие «Педагогическая технология». Научные основы и различные подходы к классификации.

2. Сущность и специфика педагогической задачи. Виды педагогических задач. Проектирование и решение педагогических задач.

3.Понятие о технологии конструирования педагогического процесса. Диагностирование, проектирование и планирование воспитательного процесса.

4. Технологии педагогического взаимодействия и воздействия. Принципы, функции, условия и способы их реализации. Педагогическое требование.

Рекомендуемая литература

Базовый учебник: Голованова Н.Ф. Педагогика. М., 2011. Гл. 6.

Дополнительная литература:

1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: учебное пособие.- СПб.: издательство «Питер», 2008. - Гл. 5.

2. Коджаспирова Г.М. Педагогика в схемах и таблицах. М., 2008.

3. Педагогика: электронный учебник /под ред. Л.П. Крившенко. М.,2010.

4. Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. М., 1998.

5. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. - М., 2006.

6. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология.- М., 2002. - С. 211-216.

Электронные ресурсы:

1. Педагогика. Учебное пособие /Ред. П.И. Пидкасистого. М., 2012 // Издательство «Лань» Электронно-библиотечная система http://www.e.lanbook.com

2. Педагогические системы и технологии: лабораторный практикум. Учебно-методическое пособие. Под ред. Цыркун И.И., Дубовик Н.В. Минск., 2010 Университетская библиотека онлайн http://www.biblioclub.ru

3. Подласый И.П. Педагогика в 3-х книгах. Кн. 3: Теории и технологии воспитания М., 2008 Университетская библиотека онлайн http://www.biblioclub.ru

 

Структура занятия

(занятие проводится по одному из направлений воспитания в форме КТД)

1. Проведение стартовой беседы.

2.Коллективное планирование: обсуждение в командах; коллективное обсуждение и выбор одной из предложенных командами форм КТД; выбор «совета дела».

3. Коллективная подготовка.

4. Коллективное проведение КТД.

5. Коллективный анализ проведенного КТД. Обсуждение возможного последствия.

Рекомендуемая литература

Базовый учебник: Голованова Н.Ф. Педагогика. М., 2011. Гл. 6.

Дополнительная литература:

1. Иванов И.П. Звено в бесконечной цепи. Рязань, 1994.

2. Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания. М., 1990.

3. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. М., 1989.

4. Караковский В.А. Воспитание? Воспитание… Воспитание! М., 1996.

5. Титова Е.В. Если знать как действовать. М., 1993.

6. Щуркова Н.Е. Классное руководство: игровые методики. М., 2001.

7. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. М., 2002.

Электронные ресурсы:

1. Педагогика. Учебное пособие /Ред. П.И. Пидкасистого. М., 2012 // Издательство «Лань» Электронно-библиотечная система http://www.e.lanbook.com

2. Педагогические системы и технологии: лабораторный практикум. Учебно-методическое пособие. Под ред. Цыркун И.И., Дубовик Н.В. Минск., 2010 Университетская библиотека онлайн http://www.biblioclub.ru

3. Подласый И.П. Педагогика в 3-х книгах. Кн. 3: Теории и технологии воспитания М., 2008 Университетская библиотека онлайн http://www.biblioclub.ru

 

Семинар 8. Планирование воспитательной работы в классе

Структура занятия

1. Виды планов, исходные данные по разработке планов. Принципы планирования; структура плана; технологии его разработки. Планирование работы детского коллектива.

2. Знакомство с планами воспитательной работы классных руководителей разных возрастных групп.

3. Выполнение практической работы: разработка плана воспитательной работы (возраст учащихся по выбору).

Рекомендуемая литература

Базовый учебник: Голованова Н.Ф. Педагогика. М., 2011. Гл. 6.

Дополнительная литература:

1. Барышникова С.В. Трудный выбор классного руководителя: Метод. пособие по организации воспитательной деятельности в классе. СПб.: КАРО, 2003. – С. 71-78.

2. Дереклеева Н.И. Классный руководитель. Основные направления деятельности. - М.: Вербум-М, 2001.

3. Коджаспирова Г.М. Педагогика в схемах и таблицах. М., 2008.

4. Педагогика: электронный учебник /под ред. Л.П. Крившенко. М.,2010.

5. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2000. - Глава 3. § 6.

6. Степанов Е.Н. и др. Воспитательная система класса. - М., 1998.

7. Титова Е.В. Если знать как действовать. М., 1993.

8. Планирование воспитательной работы в классе: Методическое пособие / Под. ред. Е.Н. Степанова. М., 2000.

9. Щуркова Н.Е. Классное руководство. Настольная книга учителя. М., 2000.

Электронные ресурсы:

1. Ерёмина Р.А. Функции и основные направления деятельности классного руководителя М., 2008 Университетская библиотека онлайн http://www.biblioclub.ru

2. Педагогика. Учебное пособие /Ред. П.И. Пидкасистого. М., 2012 // Издательство «Лань» Электронно-библиотечная система http://www.e.lanbook.com

3. Подласый И.П. Педагогика в 3-х книгах. Кн. 3: Теории и технологии воспитания М., 2008 Университетская библиотека онлайн http://www.biblioclub.ru

 

Структура занятия

1. Сущность детского коллектива, его функции и структура.

2. Стадии формирования детского коллектива.

3. Признаки сформированности коллектива.

4. Коллективные творческие дела.

5. Значение авторитета классного руководителя для процесса становления детского коллектива.

Рекомендуемая литература

Базовый учебник: Голованова Н.Ф. Педагогика. М., 2011. Гл. 4.

Дополнительная литература:

Загвязинский В.И., Емельянова И.Н./ под ред. В.И. Загвязинского. М.: Изд. центр «Академия», 2011.

Лутошкин А.Н. Эмоциональные потенциалы детского коллектива. М., 1978.

Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2000.

Фридман Л.М. и др. Изучение личности учащегося и ученических коллективов: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1988.

Харламов И.Ф. Педагогика. М., 1998.

Электронные ресурсы:

1. Градусова Л.В. Гендерная педагогика М., 2011 Университетская библиотека онлайн http://www.biblioclub.ru

2. Ерёмина Р.А. Функции и основные направления деятельности классного руководителя М., 2008 Университетская библиотека онлайн http://www.biblioclub.ru

3. Педагогика. Учебное пособие /Ред. П.И. Пидкасистого. М., 2012 // Издательство «Лань» Электронно-библиотечная система http://www.e.lanbook.com

4. Подласый И.П. Педагогика в 3-х книгах. Кн. 3: Теории и технологии воспитания М., 2008 Университетская библиотека онлайн http://www.biblioclub.ru

 

Структура занятия

1. Условия и факторы, детерминирующие самовоспитание.

2. Движущие силы самовоспитания учащихся.

3. Самопознание как предпосылка самовоспитания.

4. Роль педагога в самовоспитании учащихся.

5. Технология процесса самовоспитания

Рекомендуемая литература

Базовый учебник: Голованова Н.Ф. Педагогика. М., 2011. Гл. 6.

Дополнительная литература:

1. Андреев В.И. Педагогика: Учеб. курс для творческого саморазвития. 2 –е изд. Казань: Центр ииновационных технологи, 2000.

2. Ковалев А.Г. Личность воспитывает себя. М., 1983.

3. Кочетов А.И. Педагогические основы самовоспитания. М., 1984.

4. Методические рекомендации по педагогическому руководству самовоспитанием школьников с учётом уровня готовности. Пермь: ПГПИ, 1987.

5. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. М., 1991.

6. Селевко Г.К. Руководство по организации самовоспитания школьников.- М., 2000.

7. Фридман Л.М. и др. Изучение личности учащегося и ученических коллективов: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1988.

8. Харламов И.Ф. Педагогика. М., 1998.

Электронные ресурсы:

1. Градусова Л.В. Гендерная педагогика М., 2011 Университетская библиотека онлайн http://www.biblioclub.ru

2. Педагогика. Учебное пособие /Ред. П.И. Пидкасистого. М., 2012 // Издательство «Лань» Электронно-библиотечная система http://www.e.lanbook.com

3. Педагогические системы и технологии: лабораторный практикум. Учебно-методическое пособие. Под ред. Цыркун И.И., Дубовик Н.В. Минск., 2010 Университетская библиотека онлайн http://www.biblioclub.ru

4. Подласый И.П. Педагогика в 3-х книгах. Кн. 3: Теории и технологии воспитания М., 2008 Университетская библиотека онлайн http://www.biblioclub.ru

 

 


Наименование дидактической единицы Формы самостоятельной работы (ак. час. / зач. ед.) Общая трудоемкость (ак. час. / зач. ед.)
Теории и технологии воспитания Аналитическая таблица Письменная работа Отчёт, видеоотчёт Конспект Микроисследование   Эссэ Письменная рабоота Защита модели воспитательной системы Технологическая карта Карта психологического анализа конфликтных ситуаций Аннотация Творческая работа Конспект
2/ 0, 056 4/ 0,11 5 / 0,14 3/ 0,075 2 / 0,056 2/ 0,056 10 / 0,28 2 / 0,056 2 / 0,056 2 / 0,056 2 / 0,056 10 / 0,28 6 / 0,17 26 / 0,72
  Базовая самостоятельная работа – 16 / 0,44 Дополнительная самостоятельная работа - 10/ 0,28 – на выбор студента

 

 


План-график самостоятельной работы студентов

№ п/п Формы самостоятельной работы Вид сам. работы Сроки (неделя семестра) Форма контроля
Обязат. Допол.
1. Аналитическая таблица 2/ 0,056   7,8 Проверка таблицы
2. Письменная работа 4/ 0,11 10 /0,28 7,8 Проверка письменной работы
3. Отчёт, видеоотчёт 5/ 0,14   8,9 Проверка отчёта; презентация видеоотчёта по микрогруппам, анализа увиденного
4. Микроисследование 2/ 0,11   8,9 Проверка микроисследования
5. Конспект 3 /0,075 2/ 0,05   Проверка конспекта
6. Эссе     3/ 0,075 11,12 Проверка эссе
7. Защита модели воспитательной системы   2 / 0,056 12,13 Беседа по итогам выступления
8. Технологическая карта   2 /0,056 13,14 Анализ представленной карты
9. Карта психологического анализа конфликтных ситуаций   2 /0,056 13,14 Беседа по результатам составления карты психологического анализа конфликтных ситуаций
10. Аннотация   2 /0,056 14,15 Проверка аннотации
11. Творческая работа   10 /0,28 14,15 Беседа по итогам представления творческой работы (по микрогруппам)
12. Конспект   6 /0,17 14-16 Проверка конспекта

Задания базовой части самостоятельной работы (16 часов /0,44 зе)

Тема Задание час З /Е
1.Сущность процесса воспитания. Закономерности и принципы воспитания Задание на группу 5-6 студентов. Сделать обзор педагогических публикаций по теме «Новые подходы к процессу воспитания» по журналу «Воспитание школьников» за 2011 и 2012 гг, оформить его в рабочей тетради (письменная работа, объём 1-2 стр., 14 кегль, одинарный интервал, поля 2см)   0,028
2. Классические и современные концепции воспитания Задание на группу 5-6 студентов. Изучить три современные концепции воспитания и проанализировать различия в них по целям воспитания. Представить эти различия в виде таблицы (аналитическая таблица, объём –1-2 стр., 14 кегль, одинарный интервал, поля 2 см).   0,028
3. Воспитательные системы и их развитие Найти описание воспитательной системы одной из школ РФ. Провести сравнительный (покомпонентный) анализ 2-х систем: выбранной самостоятельно и той, где была проведена экскурсия. Дополнительную необходимую (недостающую для сравнительного анализа) информацию найти на сайте школы. Указать, на каком этапе развития находится воспитательная система и что, соответственно, актуально в деятельности педагогов школы. Дать письменную характеристику модели выпускника школы (письменная работа, объём 1-2 стр., 14 кегль, одинарный интервал, поля 2см)   0,056
4. Содержание воспитания. Воспитание патриотизма и культуры межнационального общения Подобрать 15 сценариев (разработок) внеклассных мероприятий для школы по 5 темам: 1) воспитание патриотизма и культуры межнационального общения; 2) духовно-нравственное воспитание; 3) гражданское воспитание; 4) эстетическое воспитание 5) воспитание интереса к познанию. Каждый модуль должен начинаться с определения понятия и структуры данного направления воспитания. Использовать ресурсы Интернет, печатные методические издания. (Отчёт в электронном виде с обязательным анализом подобранных материалов, объём –6-12 -стр., 14 кегль, одинарный интервал, поля 2 см).   0,056
5. Методы и приемы воспитания      
6. Понятие педагогических технологий, научные основы их классификации. Воспитательные педагогические технологии, их общая характеристика Задание на группу 5-6 студентов. Подготовить краткий конспект изданий 1. Селевко Г. К.Воспитательные технологии [Текст] / Г. К. Селевко. - М.: НИИ школьных технологий, 2005. - 320 с.; 20 см. - (Энциклопедия образовательных технологий). 2. Селевко, Г. К.Энциклопедия образовательных технологий [Текст]: в 2 т. Т. 2 / Г. К. Селевко. - М.: НИИ школьных технологий, 2006. - 816 с.; 22 см. - (Энциклопедия образовательных технологий). 3. Учитель и ученик: возможности диалога и понимания. – Т.2./Под общ.ред. Л.И. Семиной, ‑ М.: Изд-во «Бонфи», 2002, - 408с. 4. Щуркова, Н. Е.Прикладная педагогика воспитания [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов / Н. Е. Щуркова. - СПб.: Питер, 2005. - 366 с.: ил.; 21 см. - (Учебное пособие). (Конспект, объём 1-2 стр., 14 кегль, одинарный интервал, поля 2см)   0,056
7. Технологии педагогического взаимодействия Задание на группу 5-6 студентов. Подготовить краткий конспект изданий 1. Компетентностный подход в педагогическом образовании / под ред. В.А. Ко

Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.207 с.