Тема: Коммуникативная сторона общения субъектов — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Тема: Коммуникативная сторона общения субъектов

2018-01-07 539
Тема: Коммуникативная сторона общения субъектов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

образовательного пространства

План

1. Понятие коммуникации.

2. Психологическая обратная связь.

3. Коммуникативные барьеры.

4. Феномены межличностного влияния.

5. Субъективные каналы восприятия и передачи информации.

6. Специфика межличностного информационного обмена.

 

Кейс-задачи:

 

1. Что означает понятие коммуникации в узком и широком смысле слова? Что общего и каковы различия между паралингвистическими средствами общения и субъективными каналами восприятия и передачи информации?

2. Каковы основные различия между межличностным информационным обменом и массовым информационным обменом?

3. Является ли психологическая обратная связь информационным процессом? Какие коммуникативные барьеры могут возникать при взаимодействии учителя с учеником?

4. Почему семантический барьер является одним из наиболее распространенных препятствий в понимании субъектов друг друга при взаимодействии?

5. Каким образом барьеры социально-культурных различий связаны с ценностями субъектов общения?

6. Что представляют собой феномены межличностного влияния? Какие субъективные каналы восприятия и передачи информации наиболее востребованы современным школьным обучением? Обоснуйте свой ответ.

7. Выпишите в словарь основные понятия темы: коммуникация, коммуникативный барьер, хронотоп, внушение, убеждение, психологическое заражение, подражание.

8. Подготовьте перечень положительных и отрицательных санкции, которые может использовать учитель на уровне психологической обратной связи как коммуникатор и реципиент.

9. Опишите приемы, которые могут способствовать преодолению коммуникативных барьеров при взаимодействии: а) родителей с детьми; б) учителя с учениками; в)

руководителя с подчиненными. Как могут меняться данные приемы, если субъект меняет позицию коммуникатора на реципиента и наоборот?

10. Проанализируйте педагогические возможности изменения хронотопов в школе. Может ли учитель использовать изменение хронотопа в качестве средства воспитательного влияния или условия, обеспечивающего данное влияние. Приведите соответствующие примеры.

5. Проанализируйте схемы № 2.15 и № 6.7, представленные в работе В.Крысько [Крысько В. Г. Социальная психология в схемах и комментариях. - СПб., 2003].

Практическое занятие 5.

Тема: Интерактивная сторона общения

субъектов образовательного пространства

План

1. Сущность интеракции.

2. Психологическая совместимость.

3. Акт и трансакция как функциональные единицы взаимодействия.

4. Стратегии взаимодействия.

5. Ассертивное поведение.

6. Конфликт.

7. Педагогический конфликт.

 

Кейс-задачи:

 

1. В чем сущность интерактивного аспекта общения субъектов образовательного пространства?

2. Какие уровни совместимости определяют продуктивность педагогического общения?

3. Что является функциональной единицей общения?

4. На основании каких критериев выделяют стратегии взаимодействия?

5. Почему стратегия компромисса является более перспективной в социальной плане, чем стратегия сотрудничества? Что является основным условием реализации стратегии компромисса?

6. Каковы трудности реализации ассертивного поведения в современной социальной жизни человека?

7. Каковы положительные и отрицательные стороны конфликта?

8. Почему открытый конфликт предпочтительнее латентного?

9. Выпишите в словарь основные понятия темы: интеракция, психологическая совместимость, экстраверсия, интроверсия, трансакция, стратегия взаимодействия, соперничество, компромисс, сотрудничество, приспособление, избегание, ассертивное поведение.

10. Приведите примеры, иллюстрирующие психологическую совместимость или несовместимость интроверта с экстравертом. Попробуйте определить, почему в одном случае субъекты взаимодействия оказались совместимы, а в другом нет.

11. Дайте развернутую характеристику взаимодействия субъектов (героев художественных произведений) с точки зрения их совместимости, используя категории: экстраверт, интроверт, мобильный, ригидный, доминантный, недоминантный.

12. Используя книги Э. Берна [Берн Э. Игры, в которые играют люди... Люди, которые играют в игры. - Л., 1992], подготовьте сообщение по теме «Типы трансакций и их влияние на межличностное общение». Обязательно используйте примеры на каждый тип трансакции.

13. Используя таблицы и схемы №№ 6.16, 6.17, 6.18, представленные в работе В.Г. Крысько [Крысько В.Г. Социальная психология в схемах и комментариях. - СПб., 2003.- С. 254-259], подготовьте анализ наблюдаемого вами конфликтного взаимодействия субъектов.

 

Практическое занятие 6.

Тема: Перцептивная сторона общения субъектов образовательного пространства

План

1. Сущность социальной перцепции.

2. Механизмы социальной перцепции.

3. Имидж личности как воспринимаемый и передаваемый образ.

4. Эффекты восприятия субъектов образовательного пространства.

5. Особенности формирования социальных установок субъектов образовательного пространства.

 

Кейс-задачи:

1. В чем заключается специфика социальной перцепции субъектов образовательного пространства в отличие от простого восприятия?

2. Какую роль в социальной перцепции играет образ?

3. Какие механизмы социальной перцепции являются наиболее распространенными с вашей точки зрения. Какие из них наиболее важны для учителя и его педагогической деятельности при взаимодействии с учениками?

4. Почему каузальную атрибуцию часто называют самым «коварным» механизмом социальной перцепции?

5. Что общего и каковы различия между эмпатией и идентификацией как ме­ханизмами социальной перцепции?

6. Всегда ли восприятие человеком самого себя является социальной рефлексией?

7. Какие изменения могут произойти с социальными установками человека после 30 лет?

8. Выпишите в словарь основные понятия темы: социальная перцепция, эмпатия, аттракция, каузальная атрибуция, идентификация, социальная рефлексия, социальная установка, социальный стереотип.

9. Приведите примеры, иллюстрирующие разрыв между воспринимаемым и передаваемым имиджем человека («разрыв достоверности»). Проанализируйте причины разрыва.

10. Проанализируйте таблицы и схемы №№ 2.18, 2.19, представленные в работе В.Крысько [Крысько В. Г. Социальная психология в схемах и комментариях. - СПб., 2003.

6].

11. Проанализируйте особенности формирования, компоненты и функции социальной установки.


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.