Стадии формирования и реализации потребностей. — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Стадии формирования и реализации потребностей.

2017-12-21 657
Стадии формирования и реализации потребностей. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Последовательное углубление отражения в сознании нужды (от возникновения ощущения до понимания его причины) свидетельствует о том, что образование потребности — это стадиальный процесс. Наиболее отчетливо это показано в работе В. М. и И. В. Ривиных (1978) на примере развития у мужчин полового влечения как потребности.

В связи с этим авторы выделяютпервой ла­тентную стадию развития мотивации (читай — формирования потребности личности), в течение которой происходит специфическая «настройка» чув­ствительности к внешним раздражителям.
Вторая стадия формирования потребности — неосознаваемая модальность нужды (мотивации). Она характеризуется не как половое влечение, а как ощу­щение какого-то нового состояния. Испытуемые отмечали усиливающееся чув­ство непонятной тревоги, двигательное беспокойство или, напротив, вялость, которая описывалась как «приятная истома»; у некоторых проявлялись сосудис­тые реакции на коже лица и шее. Все это соответствовало первой стадии стрес­са — тревоге, описанной Г. Селье. На этой стадии энергия мотивации настолько неспецифична, что может стимулировать поведение другой модальности. Испы­туемые не могли усидеть на месте, становились общительнее (неспецифическая разрядка).
Третья стадия — стадия осознания потребности. Она характеризуется появ­лением сексуального влечения. Отчеты испытуемых свидетельствовали о возник­новении приятных ощущений в области таза и гениталий, мечтаний и планов сексу­ального характера, положительных эмоциональных переживаний.

Процесс удовлет­ворения потребностей проходит 3 стадии:


1. Стадия напряжения – возникает ощущение объективной недостаточности в чем-либо. Характерно общее увеличение энергии потребности. Это выражается в возникнове­нии некоторой внутренней напряженности, появлении эмоциональ­ного возбуждения. Процесс этот протекает по законам нервной доминанты (А. Ухтомский)
2. Стадия оценки – появляется реальная возможность обла­дания, например, определенным предметом и человек может удов­летворить свою потребность. Это стадия соотнесения объектив­ных и субъективных возможностей удовлетворения потребностей.
3. Стадия насыщения – до минимума снижаются напряже­ние и активность. Эта стадия отличается разрядкой накопившей­ся напряженности и, как правило, сопровождается получением удовольствия или наслаждения.

Таким образом, осознанное поведение вообще предполагает активность человека с определенным намерением, направленным на удовлетворение насущных потребностей. Своеобразие же механизма реализации потребностей состоит в обязательном существовании реальной или идеальной (воображаемой) ситуации, в которой эти потребности удовлетворяются. Если такой ситуации не существует, то, как правило, человек начинает проявлять поисковую активность. Он или остужает пыл своих желаний, или активно ищет, или самостоятельно создает такие ситуации, которые способствовали бы максимальному удовлетворению его потребности. В итоге только тогда, когда человек с той или иной потребностью попадает в определенную ситуацию, ведущую к ее удовлетворению, возникает соответствующее поведение. Процесс удовлетворения потребностей чаще всего сопровождается конфликтной ситуацией между желаниями человека и его возможностями (доступным ему арсеналом способов реализации потребности). Наличие такого конфликта имеет свои как положительные, так и отрицательные стороны. С одной стороны, стимулируется социальная и психическая активность человека. С другой – человек, не нашедший реальных способов выхода из конфликтной ситуации, адекватных путей удовлетворения своих насущных потребностей, испытывает негативные эмоциональные переживания, сильную психическую напряженность, дискомфорт, может терять аппетит и сон. Для каждого существует некий индивидуальный предел, порог сопротивляемости воздействию внутреннего напряжения. Поэтому состояние длительной напряженности, когда нет возможности реализовать потребность в кратчайший срок, представляет собой ряд опасностей не только для самой личности и других людей, но и для общества в целом.
(Ильин Е. П. И 46 Мотивация и мотивы. — СПб.: Питер, 2002 — 512 с: ил. — (Серия «Мастера психологии»)

(Психология: пособие / И. А. Фурманов [и др.]; под общ. ред. И. А. Фурманова. – Минск: БГУ, 2006. – 262 с.)

 

 


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.