Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Топ:
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Интересное:
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Дисциплины:
2017-12-10 | 649 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
В условиях мировой глобализации человечество вышло на очень ответственный рубеж в своей истории, требующий смены парадигмы развития в условиях экологической безопасности, необходима новая стратегическая модель, совместимая со снижающимся природным потенциалом планеты: не только рост реальных секторов экономики, но и экологические пределы, накладывающие естественные и научно обоснованные ограничения на развитие цивилизации. Этот тезис и был положен в основу разработки Программы.
В России решение экологических проблем становится одной из приоритетных задач государственной политики, наряду с политикой экономического роста (удвоения ВВП) прошлых лет. Взятый курс на переход от сырьевой экономики, ее диверсификацию и переход к инновационной наукоемкой экономике последние годы все чаще повторяется в России на государственном уровне. Такой путь очевидно должен привести к структурной перестройке экономики, значительному энергосбережению. Достижение экономической и политической стабилизации в стране даст возможность для совершения прорыва к формированию новой модели развития России и реализации государственной стратегии в соответствии с Концепцией перехода России к устойчивому развитию.
Поскольку проблемы экологической безопасности и сохранения природных систем - это проблемы сугубо территориальные, связанные, с одной стороны, с конкретной совокупностью производственных отраслей в территории, и, с другой, - с уникальностью природных комплексов территории, то смена курса должна начаться с регионов и территорий с цельной экологической политикой. Однако современные тенденции в распределении полномочий и ответственности между центром и субъектами Федерации не соответствуют принципу целесообразности решения экологических проблем на региональном уровне.
|
Система экологической безопасности Республики Татарстан является важнейшей составной частью ее долгосрочной экологической политики и национальной безопасности. Основой экологической политики Республики Татарстан, находящейся в едином экологическом пространстве страны, является концепция перехода республики к устойчивому развитию, нацеленная на обеспечение неистощительного природопользования и минимизации антропогенных нагрузок на природную среду. Начиная с 90-х годов прошлого века, до настоящего времени экологическая политика Республики Татарстан формировалась на базе федеральных и республиканских нормативно-правовых актов, актов международного права и высокого научно-технического потенциала республики.
Основные принципы, являющиеся теоретической базой обеспечения экологической безопасности Республики Татарстан, определены в соответствии с положениями Хартии Земли; Экологической доктрины Российской Федерации; Программы социально-экономического развития Республики Татарстан на 2005-2010 годы и Концепции экологической безопасности Республики Татарстан на период с 2007 по 2015 годы». Главными из них являются:
- верховенство конституционных прав человека и гражданина на экологическую безопасность;
- экологическая безопасность - область стратегических интересов государства;
- создание и поддержание национальной системы экологической безопасности;
- обязательное условие реализации государственной стратегии устойчивого эколого-социально-экономического развития;
- законы, нормативные правовые акты, нормы, стандарты и инструкции должны обладать исчерпывающей полнотой для доказательства и принятия заключений об экологической безопасности или опасности осуществляемой или планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая создает или может создавать угрозу экологической безопасности;
|
- ответственность органов государственной власти различных уровней за обеспечение гарантий экологической безопасности на соответствующих территориях;
- независимость контроля в области экологической безопасности;
- воздействие хозяйственной и иной деятельности не должно превышать предельно допустимой экологической нагрузки на соответствующие территории;
- размещение действующих объектов хозяйственной и иной деятельности должно осуществляться с учетом экологической емкости территории;
- обязательность компенсации экологического ущерба природной среде;
- запрещение любых видов деятельности, создающих прямую угрозу национальной экологической безопасности;
- запрет или приостановка введения в практику новых видов хозяйственной и иной деятельности, по которым в настоящее время нет научно обоснованных прогнозов и рекомендаций по обеспечению экологической безопасности при их практической реализации;
- обязательность гарантий экологической безопасности товаров и услуг со стороны производителя;
- обязательность государственного контроля, подтверждающего гарантии экологической безопасности товаров и услуг перед допуском их на рынок;
- доступность достоверной информации в области экологической безопасности;
- ответственность физических и юридических лиц за деятельность, действия или бездействие, результаты которых создают или могут создавать угрозу экологической безопасности государства;
- профилактика и предупреждение экологической преступности;
- неотвратимость наказания за экологические преступления;
- обязательность государственного контроля за хозяйственной и иной деятельностью, реализация которой создает или может создавать угрозы экологической безопасности других государств;
- участие граждан и общественных организаций в подготовке, принятии и реализации решений, затрагивающих их конституционные права на благоприятную окружающую среду и обеспечение экологической безопасности;
- приоритетное развитие фундаментальных и прикладных исследований в области экологической безопасности;
- организация и развитие образования в области экологической безопасности в системе экологического образования;
|
- пропаганда примеров положительного опыта и достижений по обеспечению гарантий экологической безопасности государства;
- развитие международного сотрудничества в области экологической безопасности.
Одним из основных принципов обеспечения экологической безопасности в Республике Татарстан остается принцип ответственности органов государственной власти за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на всей территории.
Республика Татарстан придерживается позиции, что региональные власти, которые несут ответственность за состояние природных ресурсов на их территории и отвечают перед населением за экологическое благополучие, должны быть наделены полномочиями, позволяющими реально регулировать эти вопросы. В первую очередь, к таким полномочиям относятся осуществление государственного экологического контроля и контроля в области природопользования.
Пренебрежение экологическим измерением скрывает издержки (такие, как затраты на здоровье в связи с плохим качеством воздуха и экономические затраты на очистку от загрязнения и связанные с этим риски), которые могут препятствовать способности республики достигать ее экономических целей. Подготовка сбалансированных решений, направленных на восстановление окружающей среды и экономики, является прочной экологической основой, во все большей степени полагающейся на рыночные инструменты и на эффективность затрат, которые могут принести вклад в достижение экономических целей. Более высокие экологические стандарты могут также открыть новые экономические возможности, особенно в поощрении разработки новых технологий. Это может внести вклад в основную цель Республики Татарстан — сделать её местом инновационной деятельности к 2015 г.
Основным приоритетом остается также обеспечение должного выполнения существующего экологического законодательства и его модернизация.
Достижение устойчивого развития республики и ее экологической безопасности требует действий на всех уровнях управления с четко выраженными приоритетами в рамках общей цели. Поэтому дальнейшее развитие экологической политики Республики Татарстан должно быть сориентировано на координацию действий, реализуемую через совокупность организационно-управленческих мероприятий по преодолению факторов экологической опасности. Концепция экологической безопасности Республики Татарстан определяет принципы построения региональной системы экологической безопасности Республики Татарстан, основанной на организационной целостности, соподчиненности, преемственности и взаимосвязи в организации работы, последовательности в реализации основных направлений деятельности и мероприятий по обеспечению экологической безопасности.
|
На уровне республики важность экологической интеграции осознана, сделан важный шаг в реализации открытого метода координации в рамках созданной Межведомственной комиссии по экологической безопасности, природопользованию и санитарно-эпидемиологическому благополучию (утв. постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 12.12. 2005 N 596).
В результате деятельности Межведомственной комиссии, реализующей экологическую политику Республики Татарстан, в соответствии с возложенными на нее функциями развиты следующие направления:
- нормативно-правовое обеспечение природоохранной деятельности;
- создание оптимальных организационных и экономических условий для реализации стратегии энергоресурсосбережения;
- совершенствование механизмов финансирования и реализации программ и проектов энергоресурсосбережения;
- обеспечение внедрения и использование на предприятиях прогрессивной техники, технологий и материалов, обеспечивающих качественное улучшение эффективности энергоресурсопотребления в экономике республики и повышение ее экспортного потенциала;
- сохранение природных систем и обеспечение экологической безопасности.
Реализация решений Межведомственной комиссии способствует:
- повышению энергоресурсоэффективности производственного оборудования;
- сокращению выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую среду;
- уменьшению объемов образования отходов производства и потребления;
- увеличению объемов перерабатываемых отходов производства и потребления;
- уменьшению экологического ущерба окружающей среде и природным ресурсам.
Необходимым условием реализации решений Межведомственной комиссии является использование накопленного научно-технического потенциала и нового инновационного мышления, повышение инвестиционной привлекательности энергоресурсосбережения как нового специализированного вида деятельности.
В рамках реализации экологической политики Кабинета Министров Республики Татарстан по повышению экологической безопасности продукции (услуг), их конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках как составляющей благополучия населения республики начата работа, направленная на стимулирование повышения уровня экологического менеджмента предприятий, соответствия его международным стандартам.
|
С целью развития системы экологического менеджмента на ряде предприятий республики (ОАО «Татнефть», ОАО «Нижнекамскнефтехим», ОАО «Нижнекамский завод технического углерода», ОАО «Нижнекамскшина», Заинская ГРЭС филиала ОАО «Генерирующая компания» и др.) внедрены и функционируют системы управления окружающей средой предприятия, сертифицированные на соответствие международному стандарту ИСО 14000. В государственном реестре Ростехрегулирования в 2007 г. зарегистрирована развиваемая на территории республики «Система добровольной экологической сертификации» Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан (№ РОСС RU.В418.04ХБ00).
В реализации экологической политики республики важное место отводится местным органам власти, которые играют ключевую роль в создании, эксплуатации и обслуживании экономической, социальной и экологической инфраструктуры. Они несут ответственность за формулирование местной экологической политики и правил и оказывают помощь в выполнении национальной экологической политики. Они проявляют особую активность в таких областях, как землепользование, управление отходами, развитие ООПТ.
Экологическая политика республики направлена на решение проблем городской среды и предлагает систему, которую могут использовать местные органы власти при обращении к проблемам устойчивого городского транспортного движения, а также управления городами, их планирования и строительства, и т.д.
Экологическое законодательство в стране традиционно концентрируется на защите единичных элементов окружающей среды без учета комбинированного воздействия загрязнения на различные элементы окружающей среды и взаимодействия между этими элементами, без обращения к наиболее важным рискам для экологической безопасности. Подобный подход не обеспечивает эффективную регламентацию хозяйственной деятельности в регионе и полностью себя изжил. В республике создается новый комплексный подход к оценке и снижению воздействия факторов экологической опасности на уровне крупных производственных комплексов, крупных городов и территорий, т.е. интегрально с учетом множественности источников загрязнения, с оценкой всего комплекса произведенного воздействия на атмосферный воздух, воду, почву, биоту, здоровье населения, в т.ч. и отдаленных последствий с учетом экономических и социальных аспектов. Данный подход иллюстрируется в Программе социально-экономического развития Республики Татарстан на 2005-2010 годы (раздел 3.15 «Охрана окружающей среды»), которая ориентирует на комплексное решение центральных проблем экологической безопасности.
|
|
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!