Семинар по теме № 8а. Взаимосвязь транзактного анализа и других концепций психологической помощи. — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Семинар по теме № 8а. Взаимосвязь транзактного анализа и других концепций психологической помощи.

2017-11-27 266
Семинар по теме № 8а. Взаимосвязь транзактного анализа и других концепций психологической помощи. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Доклад: Методологические основы транзактного анализа.

Содоклад: Перспективы развития транзактного анализа.

Вопросы для обсуждения:

1. Взаимосвязь транзактного анализа с психодинамическими концепциями.

2. Взаимосвязь транзактного анализа с феноменологическими концепциями.

Рекомендованная литература:

1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – Минск: Харвест, 2004. – 447 с.

2. Берн Э. Групповая психотерапия. – М.: Академический проект, 2001. – 464 с.

3. Гулдинг Р., Гулдинг М. Психотерапия нового решения: Теория и практика (пер. с англ. В.М. Сариной) – М.: Класс, 1997 – 345 с.

4. Макаров В. В., Макарова Г. А. Транзактный анализ – восточная версия. – М.: Академический проект; ОППЛ, 2002. – 648 с.

5. Малкина-Пых И.Г. Техники транзактного анализа и психосинтеза. – М.: ЭКСМО, 2004. – 352 с.

6. Стюарт Я., Джойнс В. Современный транзактный анализ. – СПб.: Социально-психологический центр, 1996. – 381 с.


 

IV. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ РЕФЕРАТОВ И КУРСОВЫХ РАБОТ1

1. Сущность и основные категории транзактного анализа.

2. Семейная культура и ее роль в формировании транзакций.

3. Базовые позиции личности в системе «Я-Другие».

4. Структурирование времени в теории транзактного анализа.

5. Транзакция как основная единица социального взаимодействия.

6. Психологическая сущность скрытых и двойных транзакций.

7. Социальный и психологический уровни транзакций.

8. Правила коммуникаций в транзактном анализе.

9. Поглаживания – единица анализа транзакции. Психологическая сущность и типология поглажиавний.

10. Природа и определение жизненного сценария. Сценарий как план жизни в транзактном анализе.

11. Жизненные позиции, сценарные послания и восприятия как составные части сценарной матрицы человека.

12. Сценарный процесс в транзактном анализе и его основные паттерны.

13. Драйверы в транзактном анализе и их типология.

14. Игнорирование как бессознательное отбрасывание информации в связи с решением проблемы.

15. Матрица игнорирования, области игнорирования, уровни (способы) игнорирования.

16. Мировосприятие и искажение мировосприятия в транзактном анализе.

17. Симбиоз в транзактном анализе как неэффективное социальное взаимодействие.

18. Чувство рэкета и аутентичные чувства. Марки и система рэкета. Рэкетные проявления.

19.Сущность игр в транзактном анализе и их психологические особенности.

20. Драматический треугольник С. Карпмана как диаграмма анализа игр.

21. Психологические преимущества игр в транзактном анализе: внутреннее и внешнее, социальное и психологическое, биологическое и экзистенциальное.

22. Контракты как двусторонняя приверженность партнеров определенному плану социального взаимодействия.

23. Диагностические проявления психических нарушений в транзактном анализе.

24. Техники определения эго-состояний и особенности их проявлений.

25. Техники определения транзакций.

26. Техники поглаживания и структурирования времени.

27. Техники определения жизненного сценария и работы с игнорированиями.

28. Техники работы с мировосприятием и искажениями.

29. Техники работы с симбиозом и с системой рэкета.

30. Групповая психотерапия с точки зрения транзактного анализа.

 

V. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЗАЧЕТУ С ОЦЕНКОЙ ПО КУРСУ

1. Основные категории транзактного анализа (эго-состояния, контаминация, транзакции).

2. Параллельные (дополняющие) и пересекающиеся транзакции; явные и скрытые транзакции.

3. Ранние транзакции в онтогенезе личности.

4. Факторы формирования транзакций.

5. Фиксация (канализирование) транзакций и реорганизация характера и неизменность игр.

6. Базовые позиции личности в системе «Я-Другие».

7. Структурирование времени в теории транзактного анализа.

8. Транзакция как основная единица социального взаимодействия.

9. Психологическая сущность скрытых и двойных транзакций.

10. Социальный и психологический уровни транзакций.

11. Правила коммуникаций в транзактном анализе.

12. Поглаживания – единица анализа транзакции.

13. Позитивные и негативные, условные и безусловные поглаживания.

14. Фильтры поглаживаний. Правила поглаживаний К.Стайнера.

15. Природа и определение жизненного сценария.

16. Классификация и степени сценариев.

17. Сценарная матрица. Приказания и разрешения, контрприказания, программа сценария. Сценарные убеждения и чувства.

18. Сценарный процесс в транзактном анализе и его основные паттерны.

19. Драйверы в транзактном анализе и их типология.

20. Игнорирование как бессознательное отбрасывание информации в связи с решением проблемы. Типы и матрицы игнорирования.

21. Мировосприятие и искажение мировосприятия в транзактном анализе.

22. Симбиоз в транзактном анализе как неэффективное социальное взаимодействие.

23. Чувство рэкета и аутентичные чувства. Марки и система рэкета. Рэкетные проявления.

24. Сущность игр в транзактном анализе и их психологические особенности.

25. Степени интенсивности игр. Стадии и формула игры (формула И).

26. Драматический треугольник С. Карпмана как диаграмма анализа игр.

27. Преследователь, спаситель и жертва – основные персонажи драматического треугольника.

28. Психологические преимущества игр в транзактном анализе.

29. Контракты как двусторонняя приверженность партнеров определенному плану социального взаимодействия.

30. Диагностические проявления психических нарушений в транзактном анализе: нарушения адаптации и военные неврозы,

31. Диагностические проявления психических нарушений в транзактном анализе: неврастения, ипохондрия, истерия.

32. Диагностические проявления психических нарушений в транзактном анализе: фобии, тревожность и навязчивости.

33. Диагностические проявления психических нарушений в транзактном анализе: реактивная депрессия

34. Диагностические проявления психических нарушений в транзактном анализе: характерологические расстройства и пограничные состояния.

35. Показатели и техники определения эго-состояний.

36. Техники определения транзакций.

37. Использование техник поглаживания в транзактной терапии.

38. Техники структурирования времени: схема структурирования времени и беседа со структурированием времени.

39. Техники определения жизненного сценария и работы с игнорированиями.

40. Техника работы с мировосприятием и искажениями

41. Техники работы с симбиозом и системой рэкета.

42. Техники анализа игр в транзактной терапии.

43. Техники на изменение контракта и личностный рост в транзактном анализе.

44. Групповая психотерапия с точки зрения транзактного анализа: общие положения, подготовка психолога и группы, начало взаимодействия.

45. Методы групповой работы в транзактном анализе.

46. Фазы групповой терапии в транзактном анализе.

47. Техники проявления аутентичных чувств.

48. Принцип власти и схема формальных и неформальных властных полномочий в транзактном групповом анализе.

49. Групповая структура и групповая динамика в процессе группового транзактного анализа.

50. Цели групповой терапии в транзактном анализе.

 

VI. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

 

Литература

 

Основная:

1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – Минск: Харвест, 2004. – 447 с.

2. Берн Э. Групповая психотерапия. – М.: Академический проект, 2001. – 464 с.

Дополнительная:

3. Гулдинг Р., Гулдинг М. Психотерапия нового решения: Теория и практика (пер. с англ. В.М. Сариной) – М.: Класс, 1997. – 345 с.

4. Макаров В. В., Макарова Г. А. Транзактный анализ – восточная версия. – М.: Академический проект; ОППЛ, 2002. – 648 с.

5. Малкина-Пых И.Г. Техники транзактного анализа и психосинтеза. – М.: ЭКСМО, 2004. – 352 с.

6. Стюарт Я., Джойнс В. Современный транзактный анализ. – СПб.: Социально-психологический центр, 1996. – 381 с.

7. Штайнер К. Лечение алкоголизма (пер. с англ. Миронова Н., Рысева С.) – СПб.: прайм-Еврознак /М: Олма-Пресс, 2004. – 224 с.

8. Штайнер К. Белые начинают и проигрывают: Обратная сторона власти (пер. с англ. Миронова Н.) – СПб.: прайм-Еврознак / – М: Олма-Пресс, 2004. – 486 с.

VII. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ (УКАЗАНИЯ) ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

7.1. Методические рекомендации преподавательскому составу.

 

Преподавание дисциплины следует вести с учетом имеющихся у студентов знаний по психологии. Изучение дисциплины осуществляется в тесной взаимосвязи с другими общепрофессиональными и специальными дисциплинами. Основными видами учебных занятий по дисциплине являются лекции и практические занятия.

Ведущим методом в лекции выступает устное изложение учебного материала, сопровождающееся демонстрацией видео- и кинофильмов, схем, плакатов, показом моделей, приборов и макетов, использованием электронно-вычислительной техники.

Основные требования к лекции:

Содержание:

- научный уровень, убедительность и доказательность основных положений лекции, точность терминологии и четкость формулировок;

- логическая стройность лекции, наличие в ней введения, основных вопросов и кратких выводов по каждому их них, заключения, связь учебного материала с пройденными темами, смежными дисциплинами;

- новизна учебного материала, его связь с жизнью, с достижениями науки и практики, с требованиями нормативных документов, с будущей работой студентов;

- внедрение передового опыта обучения и воспитания, новых педагогических технологий, форм, методов и средств обучения.

Организация занятия:

- контрольный опрос студентов;

- требование наличия у обучающихся конспектов лекций, полнота отражения в них материалов пройденных тем;

- выделение резерва учебного времени для вопросов обучающихся.

Методика проведения:

- использование новых форм и методов обучения, активизации познавательной деятельности студентов;

- высокая культура и техника речи преподавателя, умение ясно излагать свои мысли, лаконично отвечать на заданные вопросы;

- умеренный темп изложения учебного материала, его соответствие возможностям ведения полноценного конспекта;

- использование психологической разрядки и других приемов для поддержания работоспособности обучающихся, восстановления или усиления внимания;

- контроль за аудиторией и наличие обратной связи с ней;

- конкретность задания для самостоятельной работы студентов.

На семинарских занятиях обсуждаются и закрепляются наиболее важные разделы современного транзактного анализа.

Семинары имеют цель углубленного изучения учебной дисциплины, привития обучающимся навыков самостоятельного поиска и анализа учебной информации, формирования и развития у них научного мышления, умения активно участвовать в творческой дискуссии, делать правильные выводы, аргументировано излагать и отстаивать свое мнение.

Подготовка студентов к семинару осуществляется на основе задания (плана семинара), которое разрабатывается на кафедре и доводится до обучающихся до проведения первых занятий по теме семинара. Семинар проводится лектором данного потока.

Основные требования к проведению семинара:

Содержание:

- актуальность тем докладов и вопросов, вынесенных на семинар, их нацеленность на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях;

- теоретический и научный уровень выступлений, докладов, сообщений, рефератов обучающихся, связь рассматриваемых положений с жизнью и практикой, будущей работой;

- способность студентов самостоятельно и творчески мыслить, выдвигать и аргументировано отстаивать свою точку зрения, свободно излагать учебный материал.

Организация занятия:

- своевременность выдачи обучаемым вопросов семинара, проведения групповых и индивидуальных консультаций;

- порядок контроля подготовленности студентов к занятию, наличия и качества конспектов рекомендованной литературы;

- обеспеченность студентов учебниками, учебными пособиями и учебно-методическими материалами.

Методика проведения:

- соответствие избранной формы семинара учебным и воспитательным целям занятия;

- активность обучающихся, их заинтересованность в содержательной и живой полемике по вынесенным на занятие вопросам;

- объективность преподавателя в оценке уровня знаний студентов, умение подмечать и своевременно поправлять обучающихся, допускающих ошибки, неточности, оговорки;

- свободное владение со стороны преподавателя формами и методами активизации познавательной деятельности обучаемых;

- культура и техника речи преподавателя;

- способность преподавателя создать на занятии условия для дискуссии, развития творческого мышления и самостоятельности студентов, проявления личной инициативы;

- порядок подведения итогов семинара.

Практические занятия должны носить проблемно-поисковый и прикладной характер. На практических занятиях закрепляются знания студентов, полученные ими на лекциях и в ходе самостоятельной работы. Излагаемый материал желательно тесно увязывать с результатами эмпирических исследований по современному транзактному анализу, использовать данные, полученные при анализе конкретных ситуаций. Практикуются выступления студентов с докладами и рефератами по наиболее важным и интересным вопросам. В процессе практических занятий студенты приобретают навыки самостоятельного анализа, включающих в себя психологическую составляющую, либо психологических феноменов, имеющих практическое значение, учатся вырабатывать, профессиональное отношение к сложным явлениям действительности, применять психодиагностический и иной психологический инструментарий к объектам исследований современного транзактного анализа.

В качестве текущего контроля на практических занятиях проводятся опрос студентов и тестирование по пройденным темам. Тесты для контроля знаний студентов имеются как в бланковом, так и в электронном виде.

Самостоятельная работа студентов предполагает изучение рекомендуемой литературы (основной и дополнительной), выполнение заданий, ответы на вопросы для самоконтроля, просмотр видеофильмов по матери­алам курса, а также подготовку докладов к семинарам. По ряду тем, по которым не предусмотрено проведения практических занятий, изучение учебного материала основано на самостоятельной работе студентов.

Для оказания помощи студентам в их самостоятельной работе по учебной дисциплине читаются лекции, проводятся практические занятия, групповые и индивидуальные консультации, разрабатываются опорные конспекты.

На заочном отделении наибольшее количество часов отведено на самостоятельную работу студентов. Самостоятельная подготовка студентов предполагает изучение рекомендуемой литературы (основной и дополнительной), выполнение заданий для самостоятельной работы, указанных в конце каждой темы, написание рефератов.

Студенты заочного и очно-заочного отделения должны полностью освоить программу учебной дисциплины и сдать зачет. В силу специфики заочного обучения время на аудиторные занятия со студентами значительно сокращено по сравнению с очным отделением. Поэтому основной формой обучения для студентов-заочников является самостоятельная работа над материалом. Для студентов читаются установочные лекции, в которых преподаватель излагает структуру рассматриваемой темы, ее основные теоретические положения и дает методические советы по ее самостоятельному изучению. Требования к знаниям студентов-заочников на зачете такие же, как и на очном отделении.

Методические рекомендации по контролю успеваемости.

Текущая аттестация (текущий контроль) уровня усвоения содержания дисциплины рекомендуется проводить в ходе всех видов учебных занятий методами устного и письменного опроса (работ), в процессе выступлений студентов на семинарских (практических) занятиях и защиты рефератов, а также методом тестирования.

Качество письменных работ оценивается исходя из того, что студенты:

- выбрали и использовали форму и стиль изложения, соответствующие целям и содержанию дисциплины;

- применили связанную с темой информацию, используя при этом понятийный аппарат специалиста в данной области;

- представили структурированный и грамотно написанный текст, имеющий связное содержание.

Изучение учебной дисциплины завершается экзаменом (зачетом). Он проводится индивидуально с каждым студентом, в устной форме.

Промежуточная аттестация проводится в форме экзамена (зачета) в ходе экзаменационной сессии с выставлением итоговой оценки по дисциплине. К экзамену (зачету) допускаются студенты, успешно выполнившие все виды отчетности, предусмотренные по дисциплине учебным планом.

Экзамен (зачет) имеет цель проверить и, оценить уровень знаний, полученных студентами, умение применять их к решению практических задач, а также степень овладения практическими умениями и навыками в объеме требований учебной программы.

Форма проведения экзамена (зачета) определяется ректором института по представлению кафедры.

Экзамен (зачет) принимается лектором данного потока. В помощь основному экзаменатору, решением декана (заведующего кафедрой) назначаются преподаватели, ведущие занятия по данной дисциплине. В аудитории, где принимается экзамен (зачет), могут одновременно находиться студенты из расчета не более четырех экзаменующихся на одного экзаменатора.

Студенты допускаются к экзамену (зачету) при условии сдачи всех контрольных работ, защиты курсовой работы (задач, рефератов), имеющих положительные оценки по всем формам различных видов итоговых практических занятий (семинарам, индивидуальным собеседованиям, практическим занятиям), предусмотренных учебным планом.

Студенты, не ликвидировавшие в установленное время задолженности к сдаче экзаменов (зачетов) не допускаются.

Документом для экзаменатора, свидетельствующим о допуске студента к экзамену (зачету) по данному курсу, является экзаменационная ведомость со списком студентов, допущенных к экзамену (зачету) и зарегистрированная в учебном отделе.

Билеты (тесты) разрабатываются кафедрой, обсуждаются на заседании кафедры, подписываются заведующим кафедрой и, утверждаются деканом факультета

На экзамене (зачете) должны быть следующие документы и материалы:

- Учебные программы по сдаваемой дисциплине (не менее 5-ти экземпляров);

- Экзаменационные билеты (2 экземпляра: один — перечнем, другой — в конвертах);

- Критерии оценки ответов студентов;

- Зачетные книжки (полностью заполненные);

- Учебные карточки студентов;

- Экзаменационные ведомости, зарегистрированные в учебном отделе (с отметками о не допуске студента к экзамену по тем или другим причинам);

- Журнал учета занятий с оценками по дисциплине;

- Листы письменного или устного ответа.

Знания, умения и навыки обучающихся определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» или «зачтено», «незачтено». Оценка объявляется студенту по окончании им ответа на экзамене (зачете). Положительная оценка («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «зачтено») заносится в экзаменационную ведомость, зачетную книжку и учебную карточку студента лично преподавателем. Оценка «неудовлетворительно» или «незачтено» проставляется только в экзаменационную ведомость и учебную карточку студента.

Общими критериями, определяющими оценку знаний, являются:

- для отличной оценки — наличие глубоких, исчерпывающих знаний в объеме пройденного курса в соответствии с поставленными программой курса целями обучения, правильные, уверенные действия по применению полученных знаний на практике, грамотное и логически стройное изложение материала при ответе, знание дополнительно рекомендованной литературы.

- для хорошей оценки — наличие твердых и достаточно полных знаний в объеме пройденного курса в соответствии с целями обучения, незначительные ошибки при освещении заданных вопросов, правильные действия по применению знаний на практике, четкое изложение материала.

- для удовлетворительной оценки — наличие твердых знаний в объеме пройденного курса в соответствии с целями обучения, наложение ответов с ошибками, исправляемыми после дополнительных вопросов, необходимость наводящих вопросов, в целом правильные действия по применению знаний на практике.

- для неудовлетворительной оценки - наличие грубых ошибок в ответе, непонимание сущности излагаемого вопроса, неумение применять знания на практике, неуверенность и неточность ответов на дополнительные и наводящие вопросы;

При оценке письменных работ преподаватель обязан учитывать грамотность изложения, чистоту и правильность оформления. Работа, правильно передающая специальное содержание предмета, но изложенная с грамматическими ошибками или ошибками в графическом оформлении, не может быть оценена выше, чем «удовлетворительно». Работа, выполненная с грубыми грамматическими ошибками, неграмотно или небрежно графически оформленная, должна быть оценена как неудовлетворительная.

 

7.2. Методические указания студентам.

 

Учебная дисциплина базируется на общей психологии. Однако по специфике изучаемых проблем и практической направленности она неразрывно связана с другими науками. Сложный и многоплановый курс призван обеспечить понимание современного транзактного анализа.

Программа дисциплины соответствует Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования по специальности.

В учебном курсе раскрываются понятийный аппарат и методологическая база, ее структура и исторические аспекты; рассматриваются проблемы.

Изучив дисциплину студенты должны:

иметь представление:

- о теоретических и методологических основах концепции транзактного анализа и его месте в системе оказания практической психологической помощи;

- о направлениях и тенденциях развития транзактного анализа в нашей стране и за рубежом;

- об основных научных работах отечественных и зарубежных ученых по проблематике по проблемам транзактного анализа;

- о взаимосвязи теории и практики транзактного анализа с другими направлениями и концепциями психологической помощи;

знать:

- предмет и задачи дисциплины «Транзактный анализ»;

- основные категории транзактного анализа как концепции оказания психологической помощи;

- базовые пути изучения личности и социального взаимодействия в транзактном анализе: структура личности, анализ явных и скрытых транзакций, сценарный анализ и анализ игр;

- принципы формирования и закрепления сценариев и базовых игр личности;

- систему и этапы психологической помощи с позиции транзактного анализа;

- особенности психологической помощи людям с различными проблемами в разных жизненных ситуациях с использованием теории и практики транзактного анализа;

уметь:

- организовывать и проводить психологическую помощь клиентам с различными психологическими трудностями с использованием техник транзактного анализа;

иметь опыт (навык):

- разработки и реализации программы психологической помощи с позиции транзактного анализа;

- применения основных техник транзактного анализа в консультативной и терапевтической работе.

Содержание программы учебной дисциплины представлено логически взаимосвязанными темами. После развернутого описания содержания каждой темы даны номера литературных источников из общего списка, рекомендуемых для изучения по конкретной тематике.

В обзорных лекциях дается характеристика методологических основ. Отведенных часов достаточно чтобы получить основные представления о дисциплине,

В процессе самостоятельной работы студенты должны:

· усвоить язык психологии и понятийный аппарат;

· закрепить наиболее важные разделы;

· овладеть навыками самостоятельного изучения научной литературы по теории, методологии и методике изучаемой дисциплины;

· приобрести умения самостоятельного анализа психологических феноменов, имеющих прикладное значение;

· выработать профессиональное отношение к сложным явлениям действительности.

Основные требования к содержанию реферата и курсовой работы

Реферат - форма самостоятельной работы, направленной на детальное знакомство с какой-либо темой в рамках данной учебной дисциплины. Основная задача работы над рефератом по предмету – углубленное изучение определенной проблемы курса, получение более полной информации по какому-либо его разделу. Научно-исследовательский аспект в реферативной работе обычно не предусматривается. Тема реферата должна быть предложена преподавателем, но может быть сформулирована и самим студентом (при условии обоснования ее целесообразности и согласия преподавателя руководить ее выполнением).

При подготовке реферата необходимо использование достаточного для раскрытия темы количества источников, непосредственно относящихся к изучаемой теме (книг и статей).

Объем реферата определяет сам референт. Обычно объем реферата колеблется от 5 до 25 машинописных страниц. Оптимальным считается объем 15-18 страниц.

Реферат должен иметь титульный лист, оглавление и краткий список использованной литературы. Список использованной литературы размещается на последней странице рукописи реферата. На этот список следует обратить особое внимание. Во всех академических работах списки литературы должны соответствовать правилам описания произведений печати. Эти правила изложены в ГОСТ 7.1-84. «Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления».

Реферат должен быть написан простым, ясным языком, без претензий на «наукообразность». Следует избегать сложных грамматических оборотов, непривычных терминов и символов. Если такие термины и символы приводятся, то необходимо разъяснять их значение при первом упоминании в тексте.


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.09 с.