Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Топ:
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Интересное:
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Дисциплины:
2017-11-27 | 526 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
В качестве объективного критерия психики Леонтьев предлагает рассматривать способность живых организмов реагировать на биологически нейтральные воздействия. Биологически нейтральные (абиотические) воздействия не участвуют непосредственно в обмене веществ. Они не полезны и не вредны, ими животное не питается, они не разрушают его организм. Но они находятся в объективно полезной связи в биологически значимыми объектами, а значит являются их потенциальными сигналами. Если живой организм приобретает способность реагировать, как отражать биологически нейтральные свойства, так и устанавливать их связь с биологически существенными свойствами, то шансы на выживание увеличиваются. Появляется вставленная активность – поведение и она оказывается между актуальной ситуацией и биологически витальным актом. Смысл этой активности обеспечить биологический результат там, где условия не позволяют реализоваться ему непосредственно.
Два фундаментальных понятия: «раздражимость» и «чувствительность». Раздражимость – это способность организма реагировать на биологически значимые воздействия (корни растения раздражимы к питательным веществам). Чувствительность – это способность организма отражать воздействия, биологически нейтральные воздействия.
Психика возникла потому, что она обеспечивает более эффективное приспособление к среде.
Как возникла психика? Согласно предположению Леонтьева, толчком к появлению психического отражения (чувствительности) мог послужить переход от жизни в однородной среде к среде вещественно-оформленных объектов. Сначала в однородной среде существа были раздражимы к биологически значимым воздействиям, но когда произошло изменение среды некоторые воздействия перестали быть витальными, однако организм продолжал на них реагировать как на сигналы биотических воздействий. Это означало появление чувствительности (отражения).
|
Чувствительность вероятно появилась на базе раздражимости, но означала качественно новый тип отражения.
Основные тенденции развития психики:
– усложнение форм поведения (форм двигательной активности);
- совершенствование способностей к индивидуальному научению;
- усложнение форм психического отражения (одновременно следствие и фактор предыдущих тенденций).
Два общих положения (при рассмотрении развития психики):
Стадии эволюционного развития психики по Леонтьеву.
1. Элементарная сенсорная психика. (от амеб до насекомых, рыб, земноводных) реагирует только на отдельные свойства внешних воздействий и его поведение определяется врожденными инстинктами (питания, самосохранения, размножения и т. п.).
- окружающий мир воспринимается, как не дифференцированное целое – цель и условия слитны;
- животные способны к операциям;
- старый навык забывается (навык цепочка операций).
2. П ерцептивная психика. (птицы, позвоночные)
- отражение мира как отдельных предметов (цель и условия разделены);
- животное способно к действиям;
- старые навыки поведения не забываются;
- животное способно к обучению.
|
3. И нтеллектуальная (некоторые приматы и млекопитающие)
- появляется способность решать задачи с помощью средств, которые помогают достичь цели (цель, данная в определенных условиях наз. задачей);
- в поведении прослеживается несколько этапов:
* отражение внешней обстановки
* понимание ситуации (инсайт) усмотрение некоторой связи между
целью и средствами
* окончательное действие, которое приводит к решению задачи.
- научение, предыдущий опыт закрепляется;
- специальное научение, обучение другого животного.
|
|
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!