Формирование портфелей новшеств и инноваций. Жизненный цикл изделий — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Формирование портфелей новшеств и инноваций. Жизненный цикл изделий

2017-11-27 241
Формирование портфелей новшеств и инноваций. Жизненный цикл изделий 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Весь жизненный цикл нового продув делится на два основных этапа: разработка новшества и его ком­мерциализация. Первый этап характеризуется затратами. Структура жизненного цикла нового продукта - это осуществление научно-исследовательских (фундаментальных, приклад­ных) и опытно-конструкторских работ по созданию новой продук­ции или услуг. После выведения этой продукции или этих услуг на рынок начинается стадия коммерциализации, т.е. их продажи. Сама эта стадия состоит из трех участков: подъема (т.е. роста при­были в основном за счет увеличения объема продаж), стабилизации (т.е. достижения максимума продаж и закрепления на этом уровне на какое-то время) и спада (т.е. сокращения объема продаж, глав­ным образом, за счет устаревания продукции или услуги, снижения потребительского интереса). Именно на стадии спада компания должна определить момент, когда следует прекратить выпуск ус­таревшего товара или услуг и начать новый инвестиционный цикл по усовершенствованию своей продукции или по созданию совер­шенно нового продукта или вида услуг.

Эффективная инновационная деятельность опирается на классификацию инноваций. В зависимости от степени своей новизны инновации делятся на базисные (фундаментальные) и улучшающие (текущие).

Базисные — это принципиально новые для данной сферы продукты технологии. Улучшающие инновации представляют собой усовершенствование, модернизацию уже существующих товаров или технологий.

Следует подчеркнуть важность данной классификации, учитывая, что только базисные инновации способны обеспечивать пред. приятию долгосрочные конкурентные преимущества и как след­ствие — передовые позиции на рынке.

В зависимости от содержания инновации могут быть продуктовыми, связанными с созданием или усовершенствованием того или иного продукта, технологическими, связанными с разработкой или совершенствованием техники и технологии, организационно-эконо­мическими, затрагивающими вопросы организационно-управленче­ского и финансово-экономического характера.

По отношению к конкурентам инновации бывают пионерные, осуществляемые компанией первой (до своих конкурентов), и догоня­ющие, осуществляемые компанией вслед за своими конкурентами.

Концепция жизненного цикла товара (ЖЦТ) в современной практике предприятий используется для дифференцированного подхода к планированию форм и методов реализации на различных стадиях ЖЦТ, при прогнозировании долгосрочных тенденций продаж и спроса на новую продукцию.

Рисунок 8.1 – Кривая жизненного цикла изделия

 

Различные этапы ЖЦТ требуют использования разных стратегий маркетинга.

I. Этап разработки. Основная задача фирмы – обеспечение безубыточности.

II. Этап выведения товара на рынок.

На этом этапе фирма либо несет убытки, либо прибыли очень невелики из-за незначительных продаж и высоких расходов по организации распределения товара и стимулированию его сбыта. Цены на этом этапе обычно повышенные. Цель - быстрая окупаемость.

III. Этап роста. Цель – максимизация прибыли.

Если новинка удовлетворяет интересам рынка, то сбыт начинает существенно расти.

Цены остаются на прежнем уровне или слегка снижаются по мере роста спроса. Затраты на стимулирование сбыта сохраняются на прежнем уровне или слегка увеличиваются, чтобы противодействовать конкурентам. Прибыли растут.

Для того чтобы максимально растянуть период быстрого роста рынка, фирма может использовать несколько стратегических подходов:

- повысить качество новинки, выпустить ее новые модели;

- использовать новые каналы распределения;

- переориентировать часть рекламы с распространения сведений о товаре на стимулирование его приобретения;

- своевременно снизить цены для привлечения дополнительного числа потребителей.

IV. Этап зрелости. Цель – поддержание прибыльности.

Замедление темпов роста означает, что у многих производителей скапливаются запасы непроданных товаров. Обостряется конкуренция.

Стратегии:

- модификация рынка,

- модификация товара,

- модификация комплекса маркетинга.

V. Этап упадка.

По мере падения сбыта и прибылей некоторые фирмы уходят с рынка. Оставшиеся могут сократить товарный ассортимент, отказаться от мелких сегментов рынка, еще больше снизить цены и т.д.

Переход от стадии к стадии происходит достаточно плавно, поэтому служба маркетинга должна внимательно следить за изменением объема продаж и прибыли, чтобы внести изменения в программу маркетинга.

8.5 Организационно-технологическая подготовка производства новшеств

На уровне фирмы организационно-техническое развитие про­изводства осуществляется на основе реализации инвестиционных и инновационных проектов по совершенствованию технологии, орга­низации производства, труда и управления. Результаты научно-тех­нического прогресса и инновационной политики выражаются в организационно-техническом уровне производства (ОТУП).

Организационно-технологическая подготовка производства (ОТПП) как стадия жизненного цикла продукции включает техно­логическую подготовку производства (ТПП) и организационную подготовку производства (ОПП). Целью ОТПП является подго­товка технологической и организационной документации для из­готовления новой продукции. Задачи ОТПП:

  • анализ технологичности новой продукции;
  • анализ существующих технологий, оборудования и произвед­ённых мощностей предприятия;
  • разработка технологических процессов производства новой про­дукции, нестандартного технологического оборудования и оснаст­ки, их изготовление;
  • нормирование потребности в различных видах материально-технических ресурсов;
  • проектирование новых производственных участков;
  • заключение договоров с новыми поставщиками материально-технических ресурсов;
  • расчет нормативов организации производственных процессов;
  • разработка оперативно-календарных планов запуска и выпуска продукции; оперативное управление ОТПП и др.

Трудоемкость работ по ОТПП и затраты на ее проведение зна­чительно превышают затраты на НИОКР. Например, в США затра­ты на ОТПП в 11 раз больше затрат на НИОКР. По исследованиям, проведенным в Государственном университете управления, это со­отношение равно от 4,6 (в мелкосерийном производстве) до 8,0 (в крупносерийном) [25].

По мере роста серийности выпускаемой продукции увеличива­ется потребность в разработке целевых научно-технических про­грамм, которые предусматривали бы широкомасштабное освоение этой продукции в условиях крупносерийного или массового произ­водства. И, наоборот, в условиях единичного и мелкосерийного производства новой продукции такие программы фактически не нужны. Для этих типов производств весьма актуальны проблемы механизации и автоматизации технологических процессов на базе оборудования с ЧПУ, обрабатывающих центров, гибких производ­ственных систем (ГПС).

Имеющийся объем научных знаний позволяет расширить гамму применения прогрессивных технологических методов производства для предприятий машиностроения. В объеме машиностроительной продукции возрастает число изделий, изготовляемых из неметалли­ческих материалов-композитов, которые трудно поддаются обработке традиционными методами. Новые материалы требуют новых методов обработки. К ним прежде всего нужно отнести применение лазерной техники как для обработки композиционных материалов, так и для прошивки отверстий в алмазных фильерах, а также при сварке и плавке тугоплавких металлов.

Наукоемкость технологических процессов повышается также за счет использования и других достижений современной науки и тех­ники. Например, плазменное напыление материалов позволяет по­лучить монолитные изделия с улучшенными свойствами на определенных участках для повышения надежности и прочности машин. Кроме того, направленное движение потока плазмы и его фокуси­рование электромагнитным полем позволяет создавать сверхчистые материалы с новыми механическими свойствами. В перспективе имеется возможность разупрочнения металла ультразвуковыми по­лями для облегчения его механической обработки. Все эти новые технологические процессы могут быть использованы для повыше­ния конкурентоспособности продукции при любом типе производ­ства.

Для организации крупносерийного или массового производства конкурентоспособной продукции необходимо применять программ­но-целевой метод планирования обширного комплекса работ; удель­ный вес этого метода составляет около 20% объема производства. Остальные 80% приходятся на продукцию предприятий с мелкосе­рийным и среднесерийным типами производства. Для них комплек­сная механизация и автоматизация технологических процессов мо­жет быть осуществлена по специально разрабатываемым програм­мам технического перевооружения производства|.

Технологическая подготовка производства — это совокупность взаимосвязанных научно-технических процессов, обеспечивающих технологическую готовность предприятия в плановом порядке вы­пускать продукцию установленного (государственными стандарта­ми и техническими условиями) качества. В связи с сертификацией промышленной продукции в значительной мере повышаются тре­бования к ее качеству.

Единая система технологической подготовки производства (ЕСТПП) — это установленная государственными стандартами система органи­зации и управления технологической подготовкой производства, непрерывно совершенствуемая на основе достижений науки и тех­ники, управляющая развитием ТПП на разных уровнях.

Основная цель ЕСТПП — обеспечение необходимых усло­вий для достижения полной готовности любого типа производства к выпуску изделий заданного качества, в оптимальные сроки при оптимальных затратах ресурсов. Система ЕСТПП призвана обеспе­чить: единый для каждого предприятия, организации системный подход к выбору, применению методов и средств ТПП, соответ­ствующих передовым достижениям науки, техники и производства; высокую приспособленность производства к непрерывному его со­вершенствованию, быстрой переналадке на выпуск более совер­шенной техники; рациональную организацию механизированного и автоматизированного выполнения комплекса инженерно-техни­ческих работ, в том числе автоматизацию конструктирования объек­тов и средств производства, разработки технологических процес­сов и управления ТПП; взаимосвязь ТПП с другими АСУ и подси­стемами; высокую эффективность ТПП.

Структура ЕСТПП определяется совокупностью двух факторов: функциональным составом ТПП и уровнями решения его задач. Задачи ТПП решаются на всех уровнях и группируются по следующим четырем функциям: обеспечение технологичности кон­струкций изделий; разработка технологических процессов; проек­тирование и изготовление средств технологического оснащения; организация и управление ТПП. Основу ЕСТПП составляют:

  • системно-структурный анализ цикла ТПП;
  • типизация и стандартизация технологических процессов изго­товления и контроля продукции;
  • стандартизация технологической оснастки и инструмента;
  • агрегатирование оборудования из стандартных элементов (бло­ков).

Стадии ЕСТПП:

1) анализ существующих на предприятии и отрасли систем ТПП;

2) разработка технического проекта ТПП;

3) разработка рабочего проекта ТПП (информационных техноло­гий, классификаторов технико-экономической информации, технологических процессов, документации на организацию специализи­рованных рабочих мест и участков, методов групповой обработки, организационных документов и должностных инструкций и т. д.).

 

Показатели ОТУП целесообразно подразделять на ком­плексные (нулевой уровень дерева показателей), обобщающие (пер­вый уровень) и частные показатели (второй уровень).

По комплексному показателю судят об эффективности работы коллектива в ориентации на будущее, на стратегические цели. Если стратегические цели будут отвечать имиджу, организационно-тех­нической политике фирмы, то и тактические цели, тем более, бу­дут отвечать требованиям входа системы, требованиям конкретно­го рынка. Комплексный показатель ОТУП рекомендуется определять по одной из формул:

где К обобщающий показатель технического уровня производ­ства, доли единицы;

Коу обобщающий показатель организационного уровня про­изводства, доли единицы;

а0 и a5 — свободные члены уравнений регрессии;

а1 и а2 коэффициенты весомости соответствующих обобщающих показателей ОТУП; a1 + а2 = 1,0, их конкретные значения определяются методом факторного анализа или экспертным путем (а1 рекомендуется принимать в пределах от 0,5 до 0,7, с повышением уровня автоматизации значение повышается, а2 - соответственно равно 0,3—0,5);

а3 и а4 коэффициенты регрессии уравнения по линейной форме связи факторов;

а6 и а7 то же по степенной форме.

Показатели по первой формуле определяются экспертным путем, а по второй и третьей — с применением метода корреляционно-регрес­сионного анализа. Технический уровень производства (Кту) характеризует ступень развития средств производства и прогрессивность технологии. Организационный уровень производстваоу) характери­зует уровень развития организации производства, труда и управле­ния, уровень организованности процессов. Обобщающие показате­ли технического и организационного уровня производства опреде­ляются как функции от частных показателей:

где f1, f2 функции-зависимости между обобщающими показате­лями и факторами;

Х1, Х2,_..., Хп — частные показатели, влияющие на К ТУ;

Х'1, Х'2,..., Х'п — то же, влияющие на КОУ.

Частные показатели ОТУП рекомендуется определять по одной из формул:

где П ф' фактическое значение i -го фактора, влияющего на обоб­щающий показатель ОТУП;

П н' — то же, нормативное или плановое; первую из которых рекомендуется использовать в том случае, когда превышение фактического значения фактора над нормативным положительно влияет на ОТУП. Например, уровень механизации и автоматизации производства, уровень прогрессивности технологи­ческих процессов, коэффициент пропорциональности частичных процессов по мощности и т. д., а второй - целесообразно пользо­ваться в обратном случае, т. е. когда превышение фактического зна­чения фактора над нормативным отрицательно влияет на ОТУП. Например, средний возраст технологического оборудования фир­мы, средний возраст технологий, коэффициент частоты травма­тизма, показатель текучести кадров и др.

К факторам, влияющим на технический уровень производства, ре­комендуется относить следующие:

  • Уровень механизации и автоматизации производства (отношение численности основных и вспомогательных рабочих, работающих по наблюдению за автоматами и при помощи машин, к общей численности основных и вспомогательных рабочих);
  • уровень прогрессивности технологических процессов (отноше­ние числа прогрессивных процессов к их общему числу в соответ­ствии с официальными методиками);
  • средний возраст технологических процессов;
  • средний возраст технологического оборудования;
  • фондовооруженность труда работников фирмы (отношение сто­имости активной части основных производственных фондов к чис­ленности всех работников фирмы).

К факторам, влияющим на организационный уровень производства, рекомендуется относить следующие:

  • уровень специализации производства (отношение, например, стоимости годового объема профильной продукции к общему объему продукции, произведенной за тот же период);
  • уровень кооперирования производства (отношение годового объема комплектующих изделий к общему объему продукции, про­изведенной за тот же период);
  • коэффициент сменности работы технологического оборудова­ния;
  • укомплектованность штатного расписания фирмы, %;
  • удельный вес основных производственных рабочих в числен­ности работников фирмы, %;
  • показатель текучести кадров за год, %;
  • потери рабочего времени, %;
  • коэффициент (показатель) частоты травматизма (по статис­тической отчетности);
  • коэффициент (показатель) пропорциональности частичных производственных процессов по мощности;
  • коэффициент непрерывности производственных процессов;
  • коэффициент параллельности производственных процессов;
  • коэффициент прямоточности производственных процессов;
  • коэффициент ритмичности производственных процессов.

Тактическое управление перечисленными факторами ОТУП позволит найти резервы его повышения. Для осуществления стра­тегического управления факторами ОТУП необходимо прогнози­ровать их изменение в будущем. Полученные значения частных, обобщающих и комплексного показателей ОТУП используются для анализа их прогрессивности, нахождения узких мест для повыше­ния уровня ОТУП и стратегического прогнозирования.


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.036 с.