Методы исследования психологического возраста. — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Методы исследования психологического возраста.

2017-11-27 411
Методы исследования психологического возраста. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

«Измерять длительность человеческой жизни годами, всё равно, что книгу – страницами, живописное полотно – квадратными метрами, скульптуру – килограммами. Тут счёт другой и ценится иное: сделанное, пережитое, продуманное». Однако и событийные единицы не всегда оказываются адекватными. Жизнь всегда наполнена событиями, поэтому подсчёт их числа ненамного будет отличаться от подсчёта прожитых лет. Необходимо учитывать значимость событий для самой личности.

Три типа единиц психологического времени – реализованные, актуальные и потенциальные связи – лежат в основе формирования психологического прошлого, настоящего и будущего личности. Реализованность психологического времени осознаётся человеком в форме особого переживания своего «внутреннего» возраста, который в отличие от хронологического, биологического и социального, может быть назван психологическим возрастом личности.

Специфические особенности психологического возраста:

1. Психологический возраст – это характеристика человека как индивидуальности и измеряется в её «внутренней системе отсчёта», а не путем интериндивидуальных сопоставлений.

2. Психологический возраст принципиально обратим, то есть человек не только стареет в психологическом времени, но может и молодеть за счёт увеличения психологического будущего или уменьшения прошлого.

3. Психологический возраст многомерен. Он может не совпадать в разных сферах жизнедеятельности.

Способы диагностики реализованности психологического времени и психологического возраста личности.

Оценивание пятилетних интервалов.

Опрашиваемый должен оценить каждый пятилетний интервал своей жизни по степени насыщенности значимыми событиями по 10-бальной шкале.показатель реализованности определяется через соотношение суммарной степени насыщенности прожитой жизни к ожидаемой личностью степени насыщенности событиями жизни в целом.

Годы Степень насыщенности значимыми событиями
До 5                    
6 – 10                    
11 – 15                    
16 – 20                    
21 – 25                    
26 – 30                    
31 – 35                    
36 – 40                    
41 – 45                    
46 – 50                    
51 – 55                    
56 – 60                    
61 – 65                    
66 – 70                    
71 – 75                    
76 – 80                    
81 - 85                    

Считается количество баллов за хронологически прожитую жизнь, и за предполагаемую. Высчитывается коэффициент через соотношение.

Дихотомическоешкалирование жизненного пути.

Опрашиваемый мысленно представляет себе основные события своей прошлой, настоящей и предполагаемой будущей жизни.после этого он должен разделить всю свою жизнь на две субъективно равноценные половины (по значимости и насыщенности) и найти то событие, которое является вехой, отделяющей первую половину жизни от второй. Данному событию соответствует точка ½ на субъективной шкале времени жизни. Аналогичным образом опрашиваемый делит пополам первую и вторую половины, а полученные интервалы делит ещё раз пополам. В итоге мы получаем 7 значимых событий, которым соответствуют точки 1/8, ¼, 3/8, ½, 5/8, ¾, 7/8 субъективной шкалы времени от рождения (0) до смерти (1). Каждому событию опрашиваемый подбирает дату, когда оно произошло или предположительно произойдёт.

На базе полученных данных (точка субъективной шкалы, дата события) вычисляется степень реализованности психологического времени. Если точка ½ = сегодня, то Реализованность = 50%.

Если дата тестирования и дата середины не совпадают, строится график: ось х – хронологический возраст (0 – предполагаемая продолжительность жизни), ось у – Реализованность психологического времени (0 – 100%). На график наносятся все события, соединяются линиями. Смотрится соответствие хронологического и психологического возраста.

Самооценка реализованности.

Этот способ диагностики наиболее простой. Он выявляет осознаваемую личностью оценку своей реализованности с помощью вопроса «Если принять всю Вашу жизнь за 100%, то сколько Вы уже прожили к настоящему дню?».

На основании каждой из методик помимо показателей реализованности могут быть определены показатели психологического возраста личности. Для этого необходимо выяснить ожидаемую личностью продолжительность её жизни, задав соответствующий вопрос. Показатель психологического возраста будет равен:

Ожидаемая продолжительность жизни Х Реализованность психологического времени

 

Описанные методики определяют Реализованность психологического времени личности на разных уровнях его осознания. Поэтому результаты, полученные при использовании разных методик, не обязательно должны полностью совпасть друг с другом, но должны быть достаточно близки.поскольку измеряют один и тот же психологический феномен.

 


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.