Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Топ:
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Интересное:
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Дисциплины:
2017-11-27 | 129 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
При разработке программы необходимо помнить о следующих требованиях:
· Программа должна быть написана так, чтобы ее поняли те, кто будет по ней работать (даже те, кто не принимал участия в ее написании), достаточно подробно и понятным языком. Нельзя забывать при этом о культуре языка.
· Программа должна быть целостной, охватывающей все дни смены. При этом нельзя регламентировать каждую минуту ребенка, лишая его совсем свободного времени.
· Программа должна оставлять широкое поле для творческой деятельности, не должна быть косной. Должна оставаться возможность изменить ее, как по желанию детей, бойцов, администрации, ну и конечно из-за непредвиденных ситуаций.
· Программа по возможности должна показывать свой методический ресурс, под которым понимается знание о традициях лагеря, о его особенностях, о материально-техническом обеспечении, особенностях контингента детей, всего остального, что способствует реализации программы.
Важный момент программы - постановка целей. Их проработка, уточнение, выстраивание в определенной логике составляют важную, базовую часть написания хорошей, жизнеспособной программы. Часто цели дифференцируют на образовательные, воспитательные и развивающие. Затем в программе прописываются задачи, они обозначают конкретные пути достижения целей.
В любой программе указываются предполагаемые результаты, итоги выполнения программы. Как и задачи, результаты должны быть конкретными и реальными. В общем, главный результат развития любого лагеря – это развитие ребенка. Показатели этого развития (укрепление психологических и физических сил ребенка, новый положительный жизненный опыт) и должны стать результатами смены.
|
Исходя из всего выше сказанного, можно выделить следующие требования к написанию программы летнего оздоровительного отдыха детей.
1. Актуальность – свойство программы, которое показывает востребованность и нужность реализации данной программы по данной теме в данный исторический период, на данной категории детей.
2. Целостность – требования логического объединения в программе всех действий, от выдвижения цели до описания предполагаемого результата смены.
3. Реалистичность – требование к программе быть выполнимой, оптимальной для творческого, материального потенциала конкретного лагеря.
4. Оригинальность – качество программы отражать специфику лагеря, его своеобразие, нетрадиционный подход к решению поставленных задач.
5. Прогностичность – свойство программы работать на перспективу, отражать в действиях и целях прогнозируемые изменения, новые требования к деятельности лагеря.
В структуре программы выделяют следующие части:
1. Информационная карта
· Полное наименование программы
· Автор программы
· Учреждение, в котором предполагается реализация программы, адрес
· Возраст и категории участников
· Педагогический состав
2. Пояснительная записка
· Цели и задачи программы
· Актуальность
· Используемая методика
· Идея
· Режим дня
· Ожидаемый результат
3. Описание разделов (легенда, логика развития, механизмы реализации, описание системы действий по воплощению в жизнь замысла - мероприятия)
4. План-сетка (с приложением: разработка мероприятий)
Должны быть учтены категория и возраста детей. Программа смены должна быть написана в сюжетно-ролевой форме, т.е. иметь игровой сюжет, объединяющий всех участников смены (детей, вожатых, администрацию, персонал и т.д.). Заданная изначально игровая ситуация должна проходить красной линией через всю смену. Игровые роли не меняются в течение всей смены, если это не прописано заранее в программе смены. Названия, имена, титулы сохраняются. За 21 день в соответствии с периодами смены игровая ситуация должна пройти этапы ознакомления, адаптации, развития и логического завершения. Завершение игры должно быть подготовлено заранее и иметь позитивный развивающий характер. Полезно будет, если участники игры будут нести какую-то социально-полезную функцию, или повысят свой социальный статус. Все мероприятия смены должны быть не просто набором, они должны подчиняться игре, ее задачам, поэтапно реализую цели, поставленные для развития смены.
|
ЛОГИКА РАЗВИТИЯ СМЕНЫ
Период | Цели и задачи | Позиция вожатого | Формы работы |
Организационный (1-3(4) дня) | Знакомство детей с вожатыми и друг с другом, знакомство с лагерем, сотрудниками, традициями, с планом работы лагеря и отряда, правилами поведения. Диагностика детей, тренинги. Установление отношений. | Быть организатором, инициатором, начальником, заводилой всех дел. | Игры на знакомство; тесты; огоньки знакомств; тренинги на сплочение; оформление визиток с именами детей; оформление комнат, визиток на комнату; организация отрядного места. |
Основной | Выполнение плана смены. Формирование микроклимата. | По мере развития отношений в отряде позиция вожатого от организатора переходит к позиции старшего друга, а также вожатый является администратором, советчиком, психологом, наставником и другом (но не подружкой). | КТД, ролевые игры, психологические тренинги, игры и диагностики, спортивные игры, беседы, свечки, походы, костры, тематические дни, лагерное самоуправление. |
Заключительный (3-4 дня) | Подведение итогов смены. Мотивация на будущее. | Позиция друга, советчика, психолога. | Прощальный костер, разучивание прощальных песен, прощальный огонек, сбор пожеланий. |
Любую смену можно разделить на несколько этапов, каждый из которых подчиняется определенным целям и задачам. В соответствии с этапом лагерной смены будет меняться и методика работы вожатого со своими подопечными, что обеспечит более эффективную работу в отряде, позволит за более короткий срок сплотить отряд, формировать микроклимат в отряде.
ОРГПЕРИОД
Это время привыкания детей к новым условиям, новым требованиям, к новому режиму дня и даже к новому рациону питания.
Задачи оргпериода:
· адаптация ребенка к условиям коллективного проживания;
|
· Познакомить детей с традициями лагеря, содержанием смены, правилами и законами отряда;
· предъявить единые педагогические требования к режиму дня и дисциплине;
· первичная диагностика ребят
ОСНОВНОЙ ПЕРИОД
Закончился организационный период и, кажется, самое слжное позади: сделано все, чтобы обеспечить успех последующей работы. Но это только начало, теперь-то придется действительно постараться.
Задачи основного периода:
· сформировать дружный временный коллектив;
· создать благоприятный психологический климат в отряде;
· реализовать запланированную на смену программу;
· способствовать развитию творческих способностей, любознательности, коммуникативных и морально-нравственных качеств.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД
Дети чувствуют отъезд за 4-5 дней до конца смены. В этот момент меняется поведение детей. Они становятся более возбужденными, чуть более болтливыми, чуть более раскованными и много более неуправляемыми. А причиной является неопределенность между желанием уехать домой и остаться еще в лагере.
Именно в последние дни осуществляются все «коварные планы». Поэтому надо помнить следующее:
· Работать по намеченному плану.
· Стараться не нарушать режим дня.
· Ограничить свободное время ребят.
· Стараться организовать коллективные дела с привлечением каждого, не давать возможности скучать.
· Не выпускать из поля зрения ни одного ребенка.
· Продумать программу прощального вечера.
За день организуйте сдачу инвентаря. Сразу после этого можно приступить к «чемоданной процедуре». Остается только необходимая одежда. Если обнаружатся бесхозные вещи, можно организовать «Салон потерянных вещей».
За день или за два следует провести генеральную уборку корпуса.
В последний день или предпоследний стоит подвести итоги смене. Здесь уместно использовать анкеты, сочинения, разговор о прожитой смене и друг о друге на последней отрядной свечке.
ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Младший возраст 6-9 | |
Характеристики психологического развития | Методические комментарии |
Развитие связной речи и мышления. | Помочь выразить свои мысли, желания. Давать речевые штампы: Я думаю… Я считаю… |
Мышление наглядно-образное | Избегать долгих словесных объяснений. Лучше один раз показать. Любят и верят в сказки легенды. |
Развитие памяти и внимания. Часто отвлекаются, внимание рассеянное | Рекомендуется чередование различных видов деятельности в ходе игры или использование в игровой программе нескольких небольших по длительности игр. Мероприятия должны длиться 20-30 минут. |
Развитие эмоционально-волевой сферы. Формируется понятие о препятствиях (хочу, но нельзя; не хочу, но надо) | Обеспечить конкретность поручений и творческую свободу. Обучать правильным навыкам труда. |
Формирование самооценки, первоначальных представлений «хорошо/плохо» | Давать оценку не ребенку, а поступку. Объяснять, почему такая оценка |
Может проявиться как целеустремленность, так и самоуверенность, агрессивность | Использование ритмических видов деятельности; пение, танцы, сценки, драматические постановки |
Рекомендации по выбору игр | |
Сюжетно-ролевые и имитационные игры, где предстоит выполнять роли животных, роли взрослых людей (разведчиков, путешественников и др.). | Если в ходе игры ребенок должен будет выйти из игры, то только на короткое время, иначе он будет вступать в нее самостоятельно, без разрешения. |
Подвижные игры с бегом, прыжками, короткие по времени. | Выбор водящего должен быть обоснован (дети любят водить): ни разу не водил, был смелым, честно соблюдал правила игры. Водящего можно выбирать с помощью считалок или им может быть назначен победитель предыдущей игры. |
Игры, развивающие внимание, наблюдательность, глазомер, память и т.п. | Детей надо учить играть, четко соблюдая правила игры. Заканчивая игру нужно отметить лучших, самых активных игроков. |
Плюсы-минусы в вожатской работе | |
Любят вожатого только за то, что он вожатый. | Требуются большие физические, эмоциональные затраты, высокая степень артистичности. |
Легко держать дисциплину | Все выступления, мероприятия придумывает и ставит вожатый |
|
Переходный к подростковому возраст 9-10 | |
Характеристики психологического развития | Методические комментарии |
Большая жизнерадостность, пока подросток уравновешен и в общении, и в поведении. | Неконфликтный возраст. Если отряд «лихорадит», то нужно искать причину в себе, стиле поведения… |
Стремятся к активности и практической деятельности, но при этом очень важна роль в данной игре, т.е. нужны обязанности. | Следует предлагать конкретные дела. Желательно ролевое распределение, причем должна быть словесная оценка. |
Психологические процессы и подчинены эмоциям. | Все дела должны быть эмоционально окрашены. Эмоциональный настрой должен идти по спирали, поэтому при планировании дел эмоции должны «отдыхать» |
Очень любознательны, предпочитают что-нибудь незнакомое, приключения | Важно развивать познавательные интересы ребят, расширять кругозор. |
Преувеличенное представление о своих возможностях. Дети охотно берутся за многое, не доводя до конца. | Все дела должны иметь продолжение, закрепление на новом витке трудности. На помощь придут «огоньки», подведение итогов, анализ дела. Надо приучать ребят прилагать волевые усилия, чтобы завершить каждое начатое дело |
Важным становится взаимодействие с товарищами, постоянно сравнивают свои результаты и успехи с чужими. Всегда готовы помериться силами. | Готовы соревноваться во всем: спорте, поведении, наведении чистоты, творчестве и др. Но, устраивая состязания, следует чаще менять составы микрогрупп для выполнения любого дела. |
Авторитет взрослого еще велик. Прямое воздействие эффективнее, если опираться на мнение и поддержку коллектива. Участие взрослого вносит оживление и вызывает активность детей. | Важно быть осторожным со словом. Поощряя или наказывая, надо понимать, сколь это значимо и какой глубокий след оставляет в душе ребенка. Поручая дело, следует обязательно поинтересоваться результатами, впечатлением, настроением. |
Рекомендации по выбору игр | |
Велика роль игры. Любят подвижные и творческие сюжетные игры. Особенно привлекают игры, сюжет которых содержат веселые, смешные таинственные приключения; Больше всего увлекают игры, в которых они могут «совершать» героические подвиги, проявлять ловкость. Начинают привлекать нравственно психологические качества: смелость, выдержка, верность. | Арсенал игры велик. Важно очень хорошо подготовиться. Временами приходится сталкиваться с ребячьим желанием показать свою исключительность: грубит – показывает упрямство; упрямится – показывает самостоятельность и принципиальность. Это можно откорректировать, если с помощью игр поставить ребенка в ситуацию, где он сможет проявить смелость, самостоятельность, мужество. |
|
Младшие подростки 11-12 | |
Характеристики психологического развития | Методические комментарии |
Главное – коллектив, общение со сверстниками. Подросток стремится завоевать авторитет, признание. Стремится занять свое место среди сверстников, играть в нем одобряемую в нем роль. | Не загружайте отряд мероприятиями. Обязательно давайте время на свободное общение ребят. Мероприятия, где подросток имел бы возможность проявить свои таланты и способности |
В центр внимания ставятся вопросы, связанные с нормами и правилами взаимоотношений между людьми; начинают складываться моральные взгляды и оценки. | В коллективе подростков нередко возникают собственные моральные требования, не совпадающие с требованиями взрослых. Например, правило «Не выдавать!» Как часто, требуя «выдачи» зачинщика, вожатый совершает ошибку, наказывая в целом коллектив, что ведет к групповому сопротивлению. |
Возникает желание участвовать в предметных кружках, появляется интерес к научно-популярной и научной фантастике | Часто вожатых возмущает непостоянство интересов ребенка в этот период, напрасно, пусть выбирает. |
Сопротивление критике. Возможны конфликты, прямое противодействие. | Критику старайтесь давать в форме предложений: Может быть, сделаем так… |
У ребенка идет выбор идеала, кумирство. | Старайтесь быть в курсе последних событий в «Доме-2» и Фабрике звезд, активно интересуйтесь у детей, кто действительно круче из музыкальных исполнителей. |
Наиболее трудный возраст в межполовом взаимодействии. Конфронтация мальчиков и девочек. | Помочь ребенку адекватно проявить свой интерес к противоположному полу. Объяснить, что в этом нет ничего зазорно. |
Рекомендации по выбору игр | |
Очень четко делятся на группы мальчики-девочки. Дробите их, перемешивайте. Давайте возможность для взаимодействия в игровой форме. | Игры на преодоление тактильного барьера. |
Это благоприятное время, чтобы развить интерес и привить вкус к чтению и литературе | Интеллектуальные викторины, КАМы |
Любят тайны, фантастические миры | Сюжетные игры, основанные на фантастике, волшебстве. |
Средние подростки 12-14 | |
Характеристики психологического развития | Методические комментарии |
Укрепление чувства взрослости. Стремление почувствовать себя самостоятельным и уверенным в себе | Необходимо дело, которое отличало бы отличалось от всего, что он делал раньше, и по содержанию, и по форме. К этому стремлению надо относиться уважительно. |
Возможно расхождение между тем положением, которое подросток занимает среди окружающих в качестве школьника, и тем, на которое он внутренне претендует. | Возраст социальных проб. Вожатый сталкивается с первыми попытками курить, выпить, осознанно нарушить правила и порядки. |
Напряженный и личный интерес к вопросам пола: обсуждение со сверстниками, высмеивание, возможная пошлость. | Надо не уходить от этой темы, а идти на встречу, объяснять, вызывать на откровенность своим тактичным поведение, доброжелательностью, компетентностью. |
Отношения с взрослыми значительно усложняются; прямое непосредственно давление (приказ, немотивированное требование) вызывает протест. Зато охотно принимается опосредованное руководство в виде совета, ненавязчивого предложения прийти на помощь. | Если взрослый хочет успешно взаимодействовать с подростками, он должен «завоевать их сознание», убедить их в правильности своих предложений. Что бы иметь авторитет у подростков, надо его завоевать. Подростки болезненно относятся к малейшему расхождению между тем, что взрослые утверждают и пропагандируют, и тем, как они сами поступают и думают. |
Впервые появляется стремление составить некоторую общую картину мира, общее представление о себе самом. | Подростку хочется выяснить: зачем живет человек, каким он станет, когда будет взрослым? Проявляют интерес к профориентации. |
Стремится не только больше знать, но и уметь. | Не пытайтесь все делать сами, больше доверяйте, поручайте все сложные дела - не бойтесь ошибок, - идет нормальный процесс накопления опыта |
Рекомендации по выбору игр | |
Рекомендуется использовать различные виды соревнований, конкурсов, особенно коллективных, игр-аттракционов, игр на наблюдательность и внимание. | Игра должна быть не имитационная, а настоящая (настоящий поход, настоящий спектакль, настоящее путешествие). |
Если в процессе игры подростки принимают неверное решение, лучше убедить их в его ошибочности или дать убедиться в ошибке самим | Для мальчиков игры, где можно проявить силу, смелость, инициативу, готовность выручить товарищей. |
Игры на коммуникативное взаимодействие | Сюжетно-ролевые игры |
Старшие подростки 14-16 | |
Характеристики психологического развития | Методические комментарии |
Рост социальной активности. Более резкое деление на «звезд» и «отверженных» | Организаторские функции делегировать наиболее активным ребятам. Стараться создать ситуацию успеха непризнанным ребятам. Дать возможность реализоваться в том, что у него получается. |
Начало практической реализации жизненных планов. Профессиональное и личностное самоопределение | Идет снижение остроты межличностных конфликтов, снижение негативизма во взаимодействии с окружающими людьми |
Возможны крайности поведения типа «я все знаю». Главное – авторитет в своей среде | Общение с ребенком должно быть на равных, как с взрослым. Но не допускать панибратства, держать дистанцию. |
Отмечается, повышена невротичность и эмоциональность | Переходы настроений непредсказуемы и быстры. Характерны обидчивость, импульсивность. |
Может возникнуть обостренное чувство одиночества | Нуждаются помощи в установлении хороших личных контактов |
Физиологическое созревание подходит к концу. Объективные сексуальные потребности | Показать актуальность «высоких» отношений, любви. Установить максимальное доверие: предупрежден - вооружен. |
Рекомендации по выбору игр | |
Игра должна быть осмысленной, деятельной, достаточно сложной | Целесообразно использование следующих форм игровой деятельности: дискуссии, деловые игры, игры с профориентационным содержанием. |
Игра может быть рассчитана на длительную подготовку | КВНы, ролевые игры |
Снятие сексуального напряжения | Тактильное взаимодействие |
Для подростка становятся важными причины и мотивы поступков людей. Возникает желание в этом разобраться | Игры с психологическим подтекстом, элементы веревочного курса с дальнейшей рефлексией. |
|
|
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!