История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Топ:
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Интересное:
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Дисциплины:
2017-11-27 | 1216 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
1. Понятие о воспитанности.
2. Методы изучения воспитанности школьников.
3. Программа изучения воспитанности. Методики. («Классный руководитель», № 6, 2003, с.92-96.)
Для того чтобы узнать, достиг ли цели воспитательный процесс, педагогу необходимо владеть способами и методами диагностики воспитания.
Диагностика воспитанности
Воспитанность – это свойство личности, которое характеризуется совокупностью достаточно сформированных социально значимых качеств, которые отражают систему отношений человека к обществу, людям, себе, деятельности, природе, искусству.
Воспитанность – это совокупность взглядов, знаний, отношений, качеств и действий человека.
Определить уровень воспитанности педагогу поможет диагностика воспитанности – это педагогическая деятельность, направленная на изучение состояния объектов (субъектов) воспитания в целях сотрудничества с ними и управлением процессом воспитания.
Под результатом воспитания понимают достигнутый личностью или коллективом уровень воспитанности. Выявить уровень воспитанности – значит установить степень соответствия свойств, качеств, отношений личности требованиям культуры, общечеловечеким ценностям.
Условиями эффективности, достоверности определения уровня воспитанности называют:
1. Сочетание изучения личности с самим процессом воспитания
2. Систематическое изучение
3. Необходимость изучения ребенка в естественных условиях (достоверность)
4. Изучение личности проводится, чтобы акцентировать внимание педагога на положительных, а не на отрицательных качествах ребенка
«Старайтесь искать в людях хорошее, и ручаюсь, вы его найдете». Р. Гамзатов
|
Среди критериев воспитанности можно выделить:
Ø Проявление результатов воспитания (суждения, оценки, поступки, действия личности)
Ø Скрытые от наблюдателя явления (мотивы, убеждения, планы, направленность)
Ø Реальные условия в которых живет воспитанник
Критериями воспитанности можно называть:
ü Знание нравственных норм (что значит быть нравственным)
ü Действия, поступки, поведение личности (как знания реализуются в делах и поступках)
ü Мотивы поступков (стали ли знания потребностями, внутренними побуждениями личности)
ü Стремление к самоанализу, самооценке, самоорганизации
ü Проявление общественной активности
Технология осуществления диагностики воспитанности может быть представлена в виде схемы
Результат (уровень воспитанности)
критерии (сущностные характеристики общения)
Знания Отношения (мотивы) Общественная активность
Общечел-х, способы способы
нравств-х поведения самоанализа
ценностей
Каждый критерий характеризуется набором показателей, на каждый показатель следует подобрать конкретное средство, методику изучения.
Уровень воспитанности определяется по наличию критериев.
Уровни воспитанности могут быть определены (Шилова М. И. Учителю о воспитанности школьников. М. Пед. 1990):
1. Самый низкий. Отсутствие знаний, мотивы в основном самосохранения, отрицательный опыт поведения, не развита саморегуляция, самоорганизация – невоспитанность.
2. Низкий. Слабое проявление положительного, еще не устойчивого опыта поведения, саморегуляция поведения основана на поведении старших, посторонних и на других внешних стимулах и побудителях, саморегуляция и самоорганизация ситуативны.
3. Средний. Устойчивое положительное поведение, наличие саморегуляции, но общественная активность не проявляется.
4. Высокий. Наличие устойчивого положительного поведения, саморегуляция наряду со стремлением организации деятельности и поведения других лиц, то есть появляется активная жизненная позиция.
|
Другая классификация определяет уровни нравственной воспитанности следующим образом (Фридман, Пушкина, Каплунович. Изучение личности учащихся и ученических коллективов. М. Просв. 1988):
I уровень. Неясное, расплывчатое представление о нравственных нормах, составляющих основу нравственного качества.
II уровень. Знание нравственных норм, составляющих суть нравственного качества, но эти нормы не стали мотивами поведения личности, отношение к ним либо отрицательное, либо неопределенное (неустойчивое).
III уровень. Четкое и правильное представление о нравственных нормах, определяющих структуру нравственного качества, активно-положительное отношение к ним со стороны личности, но недостаточно устойчивое проявление нравственного качества в поведении.
IV уровень. Устойчивое проявление в поведении хорошо осознаваемого нравственного качества.
Методы изучения воспитанности: подходят все методы педагогического исследования
1. Наблюдение. Можно составить план исследования, что наблюдать?, когда наблюдать?, как фиксировать результаты?. Это субъективный метод, его нужно проверять, подкреплять другими методами.
2. Беседа. Важно правильно составить вопросы: «Как бы ты поступил?..», «Как бы поступили другие?», «Почему бы ты так поступил?», «Оцени свои и чужие поступки»
3. Эксперимент – это научно-поставленный опыт. Должны быть точно учтены критерии воспитанности.
4. Анализ результатов деятельности.
5. Метод обобщенных характеристик. Ученику даются характеристики разными людьми + самохарактеристика
6. Социометрический. Отношение к ученику, его положение в коллективе, определение более предпочитаемых, отверженных учеников в коллективе.
7. Анкеты. Проводятся не только для того, чтобы узнать что-то о ребенке, но и побудить к проявлению каких-либо действий.
У кого учишься доброте?
o В школе
o Дома
Кто в вашей семье самый добрый? Почему?
Кто в семье помогает тебе стать добрым?
8. Закончи предложение.
Щуркова Н.Е. Изучение воспитанности. Педагогические методики.
Методика для выяснения знания нравственных норм
Для выяснения знания нравственных норм Юлей Соколовой, ученицей 7 класса, ей были предложены следующие методики.
|
|
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!