Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Топ:
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Интересное:
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Дисциплины:
2017-11-22 | 1851 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
С.Ф. Иваненко предлагает технологию формирования интонационной выразительности речи, включающую систему упражнений для осознанного восприятия и использования интонации детьми, имеющими ринолалию.
В программу входят следующие упражнения:
- по выработке речевого дыхания;
- по уточнению и постановке гласных;
- по массажу и самомассажу;
- по подготовке артикуляционного аппарата к постановке согласных звуков;
- по формированию речевого слуха;
- по развитию голоса (с опорой на отрабатываемый гласный и полученные знания о знаках препинания и ударении);
- знакомство с понятием «знаки препинания»;
- знакомство с понятием «ударение»;
- автоматизация навыка произнесения гласных в различных фонетических позициях.
Рассмотрим собственно интонационные упражнения.
1. Развитие продолжительности звучания и разнообразия оттенков интонаций
а) Игра «Прятки»: прячется отрабатываемый звук, в данном случае [а], мы его ищем и зовем, как зовут маленьких детей. Произносим звук со звательной интонацией и с оттенком легкого вопроса-упрека: «Ну, где ты?» И с лаской: «Ну, иди скорей!»
б) «Пропала буква». Зовем отрывисто, сердито, плаксиво, плаксивость переходит в плач (громкий и противный).
в) «Нашли букву» [а] - два варианта:
Обрадовались, удивились: «Наконец-то нашлась, никому не отдам».
Рассердились: «Ишь, спрягалась, ходи, ищи ее! Ну, погоди!» г) Даются задания, разыгрываются ситуации:
«А» шла, споткнулась и упала (плач на вдохе и долгом выдохе с переходом в слитное звучание [а а а а]...).
«А» увидела друзей и обрадовалась (попеть звук [а] на мотив любой детской песенки).
Маленькая «а» увидела большую «А» и удивилась: «Неужели это «а»? А ну-ка, покажись...» Звучит вопрос, удивление.
|
Буква «а» увидела «ж» и ужаснулась: «Испугалась страшно! Надо убежать, спрятаться».
Буква «а» провинилась, ее наказали, ей обидно (голос грустный, заунывный, протяжный). Или «а» обидели друзья (очень горько плачет).
У «а» много сестричек, сосчитай (называя тихо: а, а, а, а, а, а, а, а и т.д., а затем громко, с интонацией перечисления).
Буква «а» долго была на улице, мама сердится (голос громкий и сердитый).
2. Знакомство с понятием «знаки препинания»
Спустя 10 - 12 занятий с момента начала работы вводится понятие «знаки препинания», которое подкрепляется примерами на уже отработанном звуке. Знание знаков препинания необходимо, так как именно они служат на письме одним из способов фиксации интонации. Знаки препинания, таким образом, существенны для понимания смысла.
Представление о знаках препинания формируется первоначально на литературном материале с опорой на красочно оформленные таблички с изображением. - точки,, - запятой,
? - вопросительного знака,! - восклицательного знака,
Логопед выразительно читает соответствующие тексты (хорошо подходят рассказы А. Шибаева про различные знаки препинания)
В процессе ознакомления логопед постоянно подчеркивает связь интонационного произношения с необходимым знаком препинания.
Для закрепления формируемого понятия проводятся игры-занятия «Угадай знак в прочитанном предложении». Логопед читает текст, соблюдая указанную интонацию, дети поднимают соответствующую знаку препинания табличку. Можно предложить текст. Н.Сладкова, В.Орлова и др.
3. Отработка произношения гласных звуков с опорой на знак препинания 1. Задания на закрепление интонации с опорой на звук и знак препинания. Перед началом работы карточки разложены на столе перед ребёнком.
У логопеда аналогичный набор карточек в двух экземплярах.
1. Логопед прочитывает написанную на карточке букву с опорой на знак препинания и комментирует: «Произносим как сообщение, называние, утверждение».
|
Дети поднимают карточку с аналогичным изображением - логопед оценивает результат выполнения.
2. Логопед читает следующую карточку с чувством радости, весело.
Дети показывают свои карточки. Логопед проверяет, анализирует, оценивает результаты.
3. Следующая карточка прочитывается как вопрос, удивление: А? Результат анализируется.
4. Прочитывается карточка с интонацией перечисления (как будто считает - 1, 2, 3) - А, а, а. К концу понижается голос, на что обращается внимание и предлагается еще раз прослушать.
5. В заключение логопед читает написанное на карточках в разнообразной интонационной последовательности, предлагая детям молча поднимать карточку со знаками, соответствующими прочитанной интонации.
В последующих упражнениях для закрепления логопедом даются задания на определение двух интонаций, и предлагается выбрать карточки с соответствующими знаками препинания. Например:
А. - А! | А. - А? | А? - А! | А! - А. | А. - А, а, а |
Только после 3 - 4-х занятий, в структуру которых входят упражнения на соотношение интонации и знака, детям может быть предложено повторить (прочитать) вслед за логопедом написанное с интонацией, соответствующей указанному знаку.
Все следующие занятия проводятся в рамках тренировки по заданиям:
1) Прочитай карточку, где обозначена радость.
2) Прочитай с интонацией перечисления.
3) Прочитай со знаком сообщения, называния.
А. - А. |
А. - А! |
А. - А? |
А? - А. |
А? - А! |
А? - А, а, а |
4) Прочитай со знаком удивления и т.д.
2. Задания на сочетание интонации и силы голоса.
1) Прочитай громко и радостно, радостно, но тихо.
2) Прочитай тихо и удивленно, громко и удивленно; сердито и удивленно, радостно и удивленно.
3) Прочитай сообщение тихо, а затем громко.
4) Прочитай с интонацией перечисления, сообщая тихо, громко; удивленно, радостно.
Тренировка силы голоса и выразительности звучания также осуществляется с помощью карточек:
А! - А! | А! - А? | А? А! - А. | А! - А, а, а | ||||
А. А! | А? А! | А, а, а, А. | А? А? А! А. А, а, а. |
|
|
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!