Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Топ:
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Интересное:
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Дисциплины:
2017-11-28 | 294 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Новые отношения человека с миром, с природой, между людьми.
Рамки – с 5 по 14 век
«Средневековая философия» относится к тому, что мы имеем с вами определенный своеобразную философию. Своеобразие – тесная связь с религией. Форма была религиозная. Содержание – не всегда. Общефилософские подходы. Философия пользовалась религиозными понятиями. Размышляла в рамках этих понятий.
Мировая религия, наиболее развитая тогда, - христианство. В 324 году – принята официально (Константин). Тогда разрушалась Римская империя. Общее состояние культуры было довольно.. Когда разрушилась империя, началось становление отдельных государств в Европе. Монастыри, с одной стороны – крепость, с другой – очаги образованности, просвещения, пропаганды христианства.
Поэтому средневековый человек опирался на античную культуру, с другой – на христианство. И это надо было как-то согласовать.
Представители - отцы Церкви. Грамотные. Активисты… Первое время – когда трактовалось христианство на почве античности – период апологетики.
Мол, философия античная созвучна христианству. Платон, стоики – отвечали тому,что можно было насаждать как религиозную философию.
Характеристика мировоззрения средних веков – теология.
Теология – опирающееся на систематическое изложение собственной базы, понятийный аппарат был использован. Задача – защита учения о Боге. Без аппарата обойтись не могла. Хотя определенные вкрапления встречались.
Философия стала выполнять служебную роль. Служили для разъяснения учения о Боге. У философии – свободное мышление, но здесь надо было все связывать с Богом. Задача – поставить философию на службу теологии, а потом, ближе к 15 веку, надо было освобождать философию от религии.
Какие черты средневековой философии
- ретроспективность
- традиционализм
- дидактизм
Основные идеи:
· человек выделялся из природы и объявлялся творением Бога, стоящим над природой (подчеркивалась божественная сущность человека);
· провозглашался принцип свободы воли человека в рамках божественного предопределения;
· выдвигалась идея о воскрешении человека из мертвых (как души, так и тела) в будущем при богоугодном поведении;
· выдвигался догмат о спасении окружающего мира и человечества путем воплощения Бога в теле человека — Иисуса Христа (боговоплощения) и принятия Иисусом Христом на Себя грехов всего человечества;
· мир считался познаваемым через познание Бога, котороеможет быть осуществлено через веру в Бога
Чем древнее источник, тем подлиннее, истиннее. Таким инструментом была Библия.
Задача отцов Церкви – расшифровать послания древних – раскрыть их смысл.
Выходить за рамки того, что было известно, это излишне. Наказывалось. Всякое новаторство считалось гордыней. Необходимо было все делать по образцу. Основанием для верности взглядов проповедников – схожесть взглядов с участниками дискуссии.
Важно было обращение к авторитетам. Толкование Аристотеля – а ля индульгенция. Если сходились в толковании, то окей. Если не подстраивались под авторитет, то труды оставались безымянными.
Понятия плагиата не было.
Все философы - преподаватели богословия, проповедники – назидательный характер учений.
Проблема добра и зла решается исходя из идеи творения:
• окружающий мир всецело сотворен Богом;
• Бог является носителем и сосредоточением добра и справедливости;
• следовательно, окружающий мир изначально наполнен добром;
• зло в мир приносит дьявол (сатана) - падший ангел, восставший против Бога;
• поскольку зла первоначально в мире не было, оно часто маскируется под добро и добивается своих темных целей;
• в мире идет постоянная борьба между добром и злом, но поскольку мир — творение Бога и Бог добрый, то добро в итоге одержит победу над злом.
Проблемы бытия. Остаются главными вопросами. Системы были иными. В античности - космоцентризм. Теперь – теоцентричны. Высшая степень реальности – Бог. Беспределеное, всемогущее и творящее все сущее. Основано на том, что мир сотворен из ничего – креционализм
Проблема соотношения бытия и блага. Для античности бытие живое, одушевленное. Здесь – Бог и его творения – две реальности. С разным понятием бытия. Друг в друга не переходят. Бог вечен, неизменен, независим, источник всего сущего, недоступен для познания. Он и есть высшее благо. Мир – изменчив, непостоянен приходящ, хорош постольку, поскольку сотворен Богом.
Бытие и благо обратимы – важный тезис – все зло в мире – небытие (потому что Бог просто не может сотворить зло). Существование зла объясняется тем, что оно маскируется под истинное бытие. И существует за счет блага. Мир удваивался.
Если мир двойственен, можно ли познать этот мир. До каких пор можно это? Дано ли это человеку?
Бог, по сравнению с природой, является Сверх-Бытием, высшая реальность à нужно сосредоточить все свое внимание на познании этой реальности. Можно ли познать высшую реальность àединственный инструмент познания – вера – как особая способность души человека. Бог в принципе для познания недоступен. Совсем это исключать нельзя. Может дать возможность познать Себя через Откровения – зарегистрированы в книгах религиозных. Библия. Если раскрыть загадки Библейских текстов и растолковать их, тогда и открывается это знание.
Не полностью познание, а до определенных границ.
Как познавать Бога, как прочитывать – важные пункты дискуссии. Проблема веры и знания.
Есть два направления
Катафатическая – мы можем узнать Бога по делам его
Атафатическая – пути Господни неисповедимы
Были и другие
Августин Блаженный: Верю, чтобы понимать.
Фома Аквинский: вера и разум гармоничны, вера не противоречит разуму, наоборот, помогает понять.
Значение средневековой теологической философии для последующего развития философии в том, что она:
• стала связующим звеном между античной философией и философией эпохи Возрождения и нового времени;
• сохранила и развила ряд античных философских идей, поскольку возникла на основе античной философии христианского учения;
• способствовала расчленению философии на новые сферы (помимо онтологии — учения о бытии, полностью сливавшегося с античной философией, выделилась гносеология — самостоятельное учение о познании);
• способствовала разделению идеализма на объективный и субъективный;
• положила начало появлению в будущем эмпирического (Бэкон, Гоббс, Локк) и рационалистического (Декарт) направлений философии как результатам соответственно практики номиналистов опираться на опыт (эмпиризм) и повышенного интереса к проблеме самосознания (Я-концепция, рационализм);
• пробудила интерес к осмыслению исторического процесса;
• выдвинула идею оптимизма, выразившегося в вере в победу добра над злом и в воскрешение.
Апологетика.
Апологетика (2-3 в.) - "защита". Представитель - Ориген. Главная цель: защита зарождающегося христианства от других религиозных течений. Центральная проблема - бог и его троичность. Бог - разум, бытие и благо. Бог не познаваем. Сын Бога имеет туже природу, что и отец. В отличие от других творений, которые одномоменты, Бог - отец, творит сына, постоянно. Христос имеет 2 природы: Бог и человек, его душа - посредник между душами людей и Бога. Бог - отец включает в себя весь мир, сын постигает только разумных созданий. Святой дух - только святых.
Концепция творения. Сначала были созданы свободные, разумные и равные между собой существа, одни из них остаются с богом, другие покидают его - ангелы, демоны, люди. Душа предшествует творению тела, она створяется из ничего. Тело следствие греха. И телесное в человеке служит для искупления греха. Мир по Оригену - череда сменяющих друг друга миров. Конец истории этих миров - возвращение к началу, к Богу, путь у каждого свой.
Патристика
Патристика (3-9 в.) - от слова "отец". Творчество "отцов церкви" Представитель - Августин Блаженный. Формируются основные положения религии и философии христианства.
Схоластика (9-15 в.) - от слова "школа". Время, когда философские методы используются для решения религиозных проблем.
Что существует реально? Общее или единичное? Существует ли общее самостоятельно или это лишь плот человеческих мыслей, обладает ли общее самостоятельным бытием или существует лишь в единичном? В зависимости от ответа на эти вопросы, философия в эпоху схоластики делится на:
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!