Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Топ:
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Интересное:
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Дисциплины:
2017-11-28 | 265 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ПСИХИКИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Изучение особенностей психического развития осуществляется методами беседы, наблюдения и эксперимента. Целесообразно начинать обследование с выявления особенностей жизненного опыта учеников и их речи, соотнося друг с другом особенности того и другого. Жизненный опыт ребенка определяется методом беседы, что позволяет одновременно выявлять и особенности речевого развития. В беседе происходит знакомство с ребенком и устанавливается необходимый эмоциональный контакт.
ЖИЗНЕННЫЙ ОПЫТ
Знание о жизненном опыте детей – в соотнесенности его с уровнем речевого развития – необходимо дефектологу для дифференциальной психодиагностики, для продуктивной реализации в школе программных требований, а также для осуществления индивидуального подхода и дифференцированного обучения.
"Жизненный опыт" учеников составляет запас сложившихся у них представлений (чувственных образов), знаний (словесных сведений) и умений – действий по их оперированию, а также навыков (автоматизированных умений), применительно, прежде всего, к ситуациям ближайшей повседневной действительности, как и к тем ситуациям, сведения о которых приобретаются в процессе общения с окружающими без целенаправленного обучения. С начала все это составляет, так называемый, "житейский опыт". Но в школьном возрасте к последнему присоединяются и связываются с ним представления, знания и умения, относящиеся к действительности, далеко выходящей за пределы повседневности, и получаемые не только в повседневном общении, но и в процессе целенаправленного обучения.
Жизненный опыт, входящие в него "житейские понятия" (по терминологии Л.С.Выготского) являются необходимой базой для формирования у школьников основ научных знаний, "научных понятий".
|
Нормально развивающиеся дети уже к 6–ти годам имеют, в пределах своего возраста, богатый жизненный опыт и достаточно свободно им оперируют в рамках ситуаций, доступных детям для осмысливания. Основой этого является свойственная нормальным детям высокая психическая активность, которая проявляется в любознательности – в развитом у них "чувстве нового", в интересе к новому, незнакомому.
При умственной отсталости "восприимчивость к новому" недоразвита. Первичным дефектом в психической структуре развития при умственной отсталости является инактивность (Л.С.Выготский, 1983; С.Я.Рубинштейн, 1986). Поэтому жизненный опыт этих детей отличается примитивностью, бедностью, недифференцированностью представлений и знаний даже по отношению к предметам и явлениям ближайшей повседневной действительности. Одновременно для умственно отсталых характерно недоразвитие умений самостоятельно оперировать имеющимися представлениями, знаниями, ранее сформированными умениями; недоразвита способность к переносу имеющегося опыта в сколько–нибудь новые для ребенка условия.
Для выявления особенностей проявления познавательной активности можно использовать разработанный и апробированный на кафедре прием (Т.А.Процко, 1988).
Методика. Ребенку поочередно предлагается два ряда предметных картинок. В одном ряду три картинки с изображением зверей, в другом ряду три картинки с изображением птиц. В каждом из них две картинки изображают хорошо знакомых детям зверей и птиц, имеющих некоторые броские внешние признаки: иголки – у ежика, пушистый хвост у лисы, черно–белое оперение у сороки, красная грудка у снегиря. На одной же картинке в каждом ряду нарисованы незнакомые в повседневном опыте или мало знакомые животные и птицы: например, двугорбый верблюд и разноцветный попугай–кокаду. Они тоже имеют бросающиеся в глаза внешние признаки.
|
Инструкция: Взрослый обращается к ребенку с вопросом: " О каком животном (птице) ты хотел бы, чтобы я тебе рассказал?"
Ребенок называет или показывает предмет, на которой обращен его выбор.
Поле этого взрослый задает другой вопрос: " Почему ты хочешь, чтобы я рассказал тебе о …?"
Цель: выявление характера мотивации произведенного ребенком выбора, фиксации внимания на том или другом предмете.
Критерии для оценки полученных данных:
– Интеллектуальный (познавательный) характер мотивации произведенного выбора. В обоснованиях школьника обнаруживается интерес к новому для него или малознакомому предмету ("Потому что я его не знаю"; "Я о нем мало знаю"; "Мне о нем мама рассказывала …").
– Эмоциональный характер мотивации. Внимание ребенка фиксируется на каком то внешнем качестве предмета, вызвавшем эмоциональную реакцию ("Потому что он мне нравится"; "Потому что она красивая"; "Потому что он – ежик! – может съесть …" и т.д.).
– "Описание" выбранного предмета по некоторым внешним воспринимаемым и представляемым признакам (" Что у нее хвост пушистый"; " Он в лесу прыгает, ест морковку и еще капусту"; "Что он живет в пустыне"; "Что он зимует"). Описание представляет собой переходную форму от эмоциональной мотивации фиксации внимания на предмете к интеллектуальной. Здесь можно видеть проявление как эмоционального, так и интеллектуального моментов в процессе выбора предмета, оказавшегося наиболее интересным для ребенка.
– Отсутствие обоснования выбора. Достоверной оценке не поддается. Причины могут быть разными: трудности вербализации произведенных действий выбора; критичность, проявляющаяся во внутреннем плане как рефлексия, борьба возникающих мотивов, их движения, не находящие быстрого разрешения в сознании ребенка; чувство неуверенности в правильности выбора перед лицом педагога, всегда оценивающего действия ребенка.
|
|
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!