Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Топ:
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Интересное:
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Дисциплины:
2017-11-27 | 322 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Мышление – это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности, познания отношений и закономерных связей между предметами и явлениями окружающего мира.
Мышление есть познание (отражение) отношений и закономерных связей между предметами и явлениями окружающего мира. Мышление дает возможность понять закономерность материального мира, причинно-следственные связи в природе и в общественно-исторической жизни, закономерности психики человека.
Мышление - это процесс познавательной деятельности, при котором субъект оперирует различными видами обобщений, включая образы, понятия и категории. Появление речи в процессе эволюции принципиально изменило функции мозга. Мир внутренних переживаний и намерений приобрел новый аппарат кодирования информации с помощью абстрактных символов: знака и слова. Это не только обусловило возможность передачи информации от человека человеку, но и сделало качественно иным процесс мышления. Человек лучше осознает мысль, облекая ее в речевую форму. Слово выступает не только как средство выражения мысли: оно перестраивает мышление и интеллектуальные функции человека, так как сама мысль формируется с помощью слов.
Структура процесса мышления связана с выполнением определенных когнитивных операций с образами или символами, которые осуществляются во внутренней картине мира, во внутреннем плане отражения объективной реальности. У человека различают два основных вида мышления: наглядно-образное и словесно-логическое. Первое формируется на основе непосредственного чувственного восприятия и преобразования образов окружающей действительности. Можно полагать, что физиологическую основу этого мышления обеспечивает первая сигнальная система и стратегии познавательной деятельности, реализуемые на основе функций правого полушария.
Словесно-логическое абстрактное мышление функционирует на базе языковых средств и символов. Его физиологическую основу обеспечивает вторая сигнальная система и стратегии познавательной деятельности, реализуемые на основе функций левого полушария. Словесно-логическое мышление представляет собой наиболее поздний этап эволюционного и индивидуального развития мышления.
Физиологические основы мышления по сравнению с другими психическими процессами изучены в меньшей степени. Тем не менее, могут быть проведены некоторые аналогии. Например, с позиций теории функциональной системы П.К. Анохина (более подробно о ней см. юниту 1) основные этапы мыслительного процесса могут быть сопоставлены с этапами структуры поведенческого акта.
Направленность процесса мышления определяется доминирующей мотивацией субъекта. Афферентный синтез определяет зону поиска решения проблемы. Поступающая информация анализируется и сопоставляется со знаниями, извлекаемыми из памяти, содержание которых существенно определяется доминирующей мотивацией. Этапу принятия решения соответствует выбор наиболее вероятной гипотезы для ее последующей проверки и доказательств.
Принятие решения в функциональной системе является решающим этапом. Оно представляет собой критический “пункт”, в котором происходит организация комплекса управляющих, эфферентных возбуждений, порождающих в дальнейшем определенное действие.
Следует иметь в виду, что принятие решения - процесс, включающий разные уровни организации, – от отдельного нейрона, который продуцирует свой ответ в результате суммирования многих влияний, до системы в целом, интегрирующей влияния множества нейрональных объединений. Значение принятия решения в поведении и мыслительной деятельности очевидно.
Однако нейрофизиологические механизмы принятия решения должны существенно различаться в зависимости от того, в контекст какой деятельности они включены. В сенсорных и двигательных системах при каждом перцептивном или двигательном акте происходит разнообразный и многосторонний выбор возможного ответа, который осуществляется на бессознательном уровне.
Принципиально иные нейрофизиологические механизмы имеют “истинные” процессы принятия решения, которые выступают как звено мыслительной деятельности человека. Будучи обязательным звеном в обеспечении всех видов познавательной деятельности, процесс принятия решения в каждом из них имеет свою специфику.
Перцептивное решение отличается от мнестического или решения мыслительной задачи, и что самое существенное, мозговое обеспечение этих решений включает разные звенья и строится на различных уровнях. Высшими мозговыми центрами, ответственными за принятие решение в мыслительной деятельности человека являются лобные доли коры больших полушарий, главным образом левого полушария.
|
|
Мыслительный процесс как разрешение проблемной ситуации осуществляется в общих чертах по следующей схеме (см. рис.9):
- Осознание проблемной ситуации - первый этап разрешения проблемы.
- На втором этапе происходит выделение того, что известно, и того, что неизвестно. В результатепроблема превращается в задачу.
- На третьем этапе происходит ограничение зоны поиска (на основе представлений о типе задач, исходя из предшествующего опыта).
- На четвертом этапе появляются гипотезы как предположения о способах решения задач.
- Пятый этап представляет собойреализацию гипотезы.
- Шестой этап - ее проверка. Если проверка подтверждает гипотезу, то осуществляется реализация решения.
Структура (от лат. structura — строение, расположение, порядок) — совокупность устойчивых связей и отношений объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе, т.е. сохранение основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях.
Структура интеллекта по Х. Айзенку — модель интеллекта; выделяются такие элементы, как скорость интеллектуальных операций, настойчивость и склонность к проверке ошибок, на основе выраженности которых определяется уровень IQ.
|
Структура интеллекта по Х. Гарднеру — модель интеллекта; состоит из независимых друг от друга модулей: формально-лингвистический, пространственный, логико-математический,
музыкальный, двигательный, межличностный, внутриличностный;
Структура интеллекта по Р. Кеттелу — факторно-аналитическая теория, в которой выделяется два вида интеллекта: текучий (fluid), который существенно зависит от наследственности — и играет роль в задачах, в которых требуется приспособление к новым ситуациям, и кристаллизованный (cristallized), в котором отражен прошлый опыт.
Структура интеллекта по Р. Стернбергу — классификация, в которой выделяется три вида мыслительных процессов:
Вербальный интеллект -, который характеризуется запасом слов, эрудицией, умением понимать прочитанное; Способность решать проблемы;
Практический интеллект как умение добиваться поставленных целей.
Структура интеллекта по Э.П. Торренсу — модель интеллекта; выделяются такие элементы, как вербальное понимание, пространственные представления, индуктивные рассуждения,
счетная способность, память, перцептивная быстрота, речевая беглость.
Структура интеллекта по Ч. Спирмену — факторно-аналитическая теория генерального фактора, в которой интеллект рассматривается как некая умственная энергия, уровень которой определяет успешность решения тестовых заданий любого характера. В соответствии с этой теорией генеральный фактор интеллекта имеет наибольший вес при выполнении задач на абстрактные отношения, а наименьший при выполнении сенсорных задач. Кроме генерального существуют также и групповые факторы интеллекта, к которым можно отнести: механическую, лингвистическую, математическую компетентность;
Структура творческой одаренности А.М. Матюшкина — выделяются следующие компоненты: доминирующая роль познавательной мотивации; исследовательская творческая активность, выражающееся в обнаружении нового, в постановке и решении проблем;
возможность достижения оригинальных решений; возможность прогнозирования и предвосхищения; способность к созданию идеальных эталонов, обеспечивающих высокие эстетические, нравственные, интеллектуальные оценки.
|
|
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!