Психология учебной деятельности — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Психология учебной деятельности

2017-11-27 287
Психология учебной деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Учебная деятельность — это процесс приобретения человеком новых знаний, умений и навыков или изменения старых. Это один из основных видов деятельности человека и ведущий вид деятельности школьника.

Учение — это целенаправленная познавательная деятельность учащихся, направленная на усвоение ими системы знаний, приобретение умений и навыков для последующего их применения на практике.

В учении всегда участвует установка личности на овладение знаниями, умениями и навыками как продуктами учения. Учение имеет место там, где действия человека управляются сознательной целью усвоить определенные знания, умения, навыки. Психологическая сторона сознательности учения заключается в том, какой смысл для ученика приобретают усваиваемые им знания. Необходимо формировать сознательное отношение ребенка к учению, понимание того, почему, зачем нужно учиться. Этот момент является одним из главных в формировании и обеспечении успешности учения. Только при этом условии можно избежать формализма в усвоении знаний, обеспечить высокий уровень сознания.

 

Смысл учения в отечественной психологии рассматривается не только как приобретение знаний, а главным образом как изменение, обогащение самого ребенка. Цели учения делят на общие и частные. Общие цели всегда, на всех этапах учения задаются извне. Как последствие происходит порождение частных целей (целеполагание). Если в постановке общих целей учения сам ученик фактически не может принимать участие (цели задаются обществом, учебным планом, программой, методическими разработками, учителем), то в постановке частных целей он может принимать самое непосредственное участие.

Учебный процесс необходимо строить так, чтобы ученик не только принял цели учения, но и научился сам ставить близкие и дальние цели, исходя из задач учебной деятельности. Именно на уроке происходит координация и интеграция всех действий учащихся, именно на уроке учитель целостно реализует требования образования и воспитания.

 

Достижение указанных целей возможно на основе следующих принципов:

 

> деятелыюстного подхода;

> индивидуального подхода;

> личностного подхода.

Важно, чтобы на уроке весь класс, все ученики в полной мере включались в учебную деятельность, то есть:

> испытывали положительную мотивацию (побуждение) в виде интереса, любознательности, наслаждения процессом, самореализации и т. д.;

> ясно осознавали цель урока и отдельных его этапов, т. е. заранее видели конечный результат своих усилий;

> изменяли предмет своей активности, т. с. не «поглощали» все в готовом виде, а переделывали материал самостоятельно: связывали рассказ учителя с собственным ответом и своими интересами; пересказывали в уме своими словами; делали записи отдельных мыслей, решали задачи, ставили вопросы, выполняли опыты, рисовали схемы и т. д.

Требования, предъявляемые к учебной деятельности

 

Для того чтобы быть эффективной, учебная деятельность должна соответствовать следующим требованиям:

> быть как для обучающего, так и для обучаемого разносторонне мотивированным процессом, т. е. побуждать учителя как можно лучше обучать, а учащегося как можно старательно учиться;

> иметь развитую и гибкую структуру;

> осуществляться в разнообразных формах, позволяющих преподавателю наиболее полно реализовывать свой творческий педагогический потенциал, а учащимся использовать свои индивидуальные возможности для усвоения передаваемых знаний, умений и навыков;

> выполняться при помощи современных технических средств обучения.

 

Развитость структуры обучения означает наличие в арсенале преподавателя достаточного числа разнообразных действий, с помощью которых он может осуществлять свои функции в учебной деятельности. Более совершенной будет учебная деятельность того преподавателя, который может профессионально использовать различные методы и средства в обучении.

Гибкость обучения — это умение сочетать и при необходимости использовать разные методы и приемы обучения, легко и быстро переходя от одного к другому.

Деятельность преподавателя, который при обучении по отношению к разным учащимся использует индивидуально различные методы и приемы, варьируя их в зависимости от предмета, темы и ситуации, называют достаточно гибкой. Негибкой называют такую деятельность преподавателя, когда он постоянно обращается к одному и тому же ограниченному набору методов и приемов работы со всеми учащимися по всем темам программы.

Требования к традиционной форме обучения

 

Существует несколько основных форм передачи знаний:

объясняющее (традиционное), проблемное и программированное обучение.

В основе объясняющей (традиционной) формы обучения лежит коммуникативная модель обучения, в соответствии с которой процесс обучения рассматривается как обмен информацией между учителем и школьником. Учитель прибавляет к знаниям учеников нечто новое своим сообщением; ученики, отвечая, сообщают учителю о том, что им попятно из его сообщения.

Используя эту форму обучения, следует предусмотреть следущее.

1. Мотивировку учеников к восприятию учебного материала. Она достигается постановкой четкой цели обучения на данном уроке.

2. Внутреннее ценностное отношение учителя к сообщаемому материалу, которое проявляется в заинтересованном его общении с учениками по материалу урока.

3. Привлечение ТСО, позволяющих школьникам через восприятие образов подойти к пониманию сущностных признаков явлений и предметов.

4. Глубоко продуманную логику изложения.

5. Подбор в рамках программы оригинального материала, не содержащегося в доступных ученикам источниках.


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.