Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Топ:
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Интересное:
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Дисциплины:
2017-11-27 | 1620 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Основная специфика философского знания заключается в его двойственности, так как оно:
• имеет очень много общего с научным знанием — предмет, методы, логико-понятийный аппарат;
• однако не является научным знанием в чистом виде.
Главное отличие философии от всех иных наук заключается в том, что философия является теоретическим мировоззрением, предельным обобщением ранее накопленных человечеством знаний.
Предмет философии шире предмета исследования любой отдельной науки, философия обобщает, интегрирует иные науки, но не поглощает их, не включает в себя все научное знание, не стоит над ним.
Можно выделить следующие особенности философского знания:
• имеет сложную структуру (включает онтологию, гносеологию, логику и т. д.);
• носит предельно общий, теоретический характер;
• содержит базовые, основополагающие идеи и понятия, которые лежат в основе иных наук;
• во многом субъективно — несет в себе отпечаток личности и мировоззрения отдельных философов;
• является совокупностью объективного знания и ценностей, нравственных идеалов своего времени, испытывает на себе влияние эпохи;
• изучает не только предмет познания, но и механизм самого познания;
• имеет качество рефлексии — обращенности мысли на саму себя (то есть знание обращено как на мир предметов, так и само на себя);
• испытывает на себе сильное влияние доктрин, вырабатываемых прежними философами;
• в то же время динамично — постоянно развивается и обновляется;
• опирается на категории — предельно общие понятия;
• неисчерпаемо по своей сути;
• ограничено познавательными способностями человека (познающего субъекта), имеет неразрешимые, "извечные" проблемы (происхождение бытия, первичность материи или сознания, происхождение жизни, бессмертие души, наличие либо отсутствие Бога, его влияние на мир), которые на сегодняшний день не могут быть достоверно разрешены логическим путем.
|
Структура философского знания.
1. Онтология (греч. Ontos - сущее)– учение о бытии. Она рассматривает проблемы устройства мира, сюда входят такие понятия, как материя, движение, пространство, время, существование и т.д.
2. Гносеология (греч. Gnosis - знание)– теория познания, рассматривающая вопросы о возможностях и границах нашего познания, об истине и т.д.
3. Аксиология (греч. Axios - ценный) – теория ценностей, рассматривающая вопросы о благе, ценностях, смыслах и т.д.
4. Социальная философия, рассматривающая общество как макросистему, развитие общества, взаимоотношения общества и личности и т.д.
5. Антропология (греч. Antropos - человек)– учение о человеке (природа, сущность человека и т.д.).
6. История философии, где рассматривается изменение философии во времени.
7. Этика, эстетика, философия истории, философия религии, философия права, философия науки и техники и т.д.
Функции философии.
Иными словами, вопрос о функциях философии – это вопрос о том, зачем она нужна, какую роль играет в обществе, по отношению к культуре и т.д. Выделим следующие основные функции:
1. Мировоззренческая: философия способствует формированию целостной картины мира, дает представление об устройстве мира и месте человека в нем.
2. Методологическая: вырабатывает основные методы познания окружающей действительности, претендует на роль всеобщего метода познания. По отношению к науке философия содействует приросту научного знания, координирует применение методов в процессе научного исследования и т.д.
3. Познавательная: вырабатывает понятийный аппарат, изучает формы мышления, законы и сам механизм познания.
4. Критическая: подвергает сомнению окружающий мир и существующие знания, разрушает догмы и стереотипы с целью модернизации знания и увеличения его достоверности.
|
5. Аксиологическая: оценивает явления окружающего мира и события с точки зрения различных ценностей, играя роль «сита», отфильтровывающего все ненужное, отжившее.
6. Социальная: объясняет функционирование общества, его возникновение и движущие силы, указывает пути совершенствования общества, устранения существующих недостатков.
7. Воспитательно-гуманитарная: культивирует гуманистические ценности и идеалы, способствует укреплению морали, помогает человеку адаптироваться в окружающем мире.
8. Прогностическая: помогает на основании имеющихся знаний прогнозировать тенденции развития, будущее сознания, человека, познавательных процессов, природы и общества.
Благодаря Ф. Энгельсу в философии сложилась традиция считать основным вопросом философии вопрос о том, что первично – дух или материя (лежит ли в основании мира материальное или духовное начало). В зависимости от того, какое начало тот или иной философ считает первичным, философов можно поделить на материалистов и идеалистов. Разумеется, отнюдь не все философы считают подобное деление и саму постановку основного вопроса корректной. Так, например, после появления в 20 в. понятия информации и затем превращения этого понятия в одну из фундаментальных философских категорий современности (информационное общество и т.д.) строгая дизъюнкция (либо…, либо…) между материей и духом является некорректной (информация – это и не материя, и не дух), соответственно, сам вопрос в подобной формулировке может считаться устаревшим.
Основным в философии традиционно считается вопрос об отношении мышления к бытию, а бытия – к мышлению (сознанию). Важность данного вопроса заключается в том, что от его достоверного разрешения зависит построение целостного знания об окружающем мире и месте человека в нем, а это и является главной задачей философии. Материя и сознание (дух) – две неразрывные и в то же время противоположные характеристики бытия. В связи этим существуют две стороны основного вопроса философии – онтологическая и гносеологическая.
|
|
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!