Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Топ:
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Интересное:
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Дисциплины:
2017-11-17 | 577 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
В широком смысле слова модуляцией называется «введение всякого инотонального элемента» (И.Способин), включая и кратковременные отклонения, и эллипсис, и ладовую переменность. Собственно модуляцией (в узком смысле этого слова) называется переход в новую тональность и завершение в ней музыкального построения (периода). Наличие полной каденции в новой тональности – основное отличие модуляции, совершаемой в экспозиционном периоде, от отклонений.
В музыкальном произведении модуляция является важнейшим средством развития и формообразования. Побочные тональности, как и побочные аккорды, подчинены своему центру – главной тональности, образуя функции высшего порядка, среди которых основная тональность подобна тонике, а остальные аналогичны неустойчивым функциям лада. Зависимость новой тональности от главной придает модулирующим построениям неустойчивость. Модулирующий период всегда требует продолжения и не может быть формой самостоятельного законченного произведения. Музыкальная мысль, заключенная в таком периоде, нуждается в дальнейшем развитии. Наиболее значительную роль играют модуляции в разработочных частях формы, способствуя созданию ощущения непрерывности движения, изменения музыкальной мысли. В разработках, связующих построениях разница между модуляцией и отклонением нивелируется и здесь речь идет о таком типе модуляции, как проходящая модуляция.
Модуляция имеет многообразные виды и формы, отличающиеся друг от друга отдаленностью новой тональности, способом ее введения, протяженностью, местоположением в музыкальной форме. По способу введения новой тональности модуляции в наиболее крупном плане делятся на постепенные и внезапные. Исторически наиболее ранними являются постепенные модуляции, т.е. модуляции в тональности с максимальной разницей в 1 ключевой знак, совершенные плавно, мягко и не несущие в себе эффекта неожиданности.
|
Внезапные модуляции осуществляются как неожиданный, подчас резкий поворот в новую тональность. Такие модуляции совершаются в тональности, отличающиеся от исходной на 3-6 ключевых знаков. Среди них различают модуляции без энгармонизма, или «ускоренные» модуляции, совершаемые через аккорды-«ускорители»: гармонические S и D, II, III, VI, одноименную тонику, и энгармонические модуляции. Последние вызывают особенно яркое ощущения неожиданности и изысканности. Наиболее ранними являются энгармонические модуляции через уменьшенный септаккорд (уже у Баха), а также модуляции через малый мажорный септаккорд – у венских классиков. «Ускоренные» модуляции в основном принадлежат музыке XIX (второй половины особенно) и XX вв.
Некоторые исследователи относят к внезапным также следующие виды модуляций: мелодико-гармоническая (эллиптическая), основанная на логике голосоведения в значительно большей мере, чем на функциональных связях; мелодическая – в виде одноголосной мелодической модулирующей связки между двумя тональностями, и сопоставление – т.е. введение новой тональности на грани построений, не подготовленное предыдущим развитием. Эллиптическая, или мелодико-гармоническая, модуляция происходит в неродственные тональности и характерна для развивающих частей музыкальной формы.
При изложении же тематического материала она стала использоваться лишь с конца XIX в., в музыке, отличающейся сложностью гармонического языка.
Мелодическая модуляция может связывать как далекие, так и близкие тональности, продолжительность связки бывает различной. Встречается такая модуляция и в классической музыке, и в более поздние эпохи.
Модуляция-сопоставление является резким скачком из одной тональности в другую, чаще далекую. Разные тональности, как правило, «соприкасаются» своими тониками. Такая модуляция всегда присутствует на гранях достаточно крупных разделов формы (частей сложной трехчастной, к примеру). Однако сопоставление тональностей может происходить и на грани периодов, предложений и даже фраз.
|
В эстрадной музыке нередко применяется сопоставление-сдвиг на полутон вверх для придания песне большей экспрессивности звучания. Такие сдвиги по полутонам иногда повторяются многократно.
В модуляционном процессе существенна роль модулирующего и общего (посредствующего) аккордов. Модулирующий аккорд своим появлением «заявляет» о наступлении новой тональности, он содержит знаки альтерации, не свойственные основной тональности. В качестве модулирующего выступают аккорды доминантовой группы, диссонирующей S, реже - К64 новой тональности. Общий аккорд (чаще всего консонирующее трезвучие) входит в состав обеих тональностей и звучит непосредственно перед модулирующим. Наибольшая плавность и связность возникает в модуляционном переходе, если общий аккорд является одним из субдоминантовых аккордов новой тональности. (В мелодико-гармонической, мелодической модуляциях, при сопоставлении тональностей общий аккорд отсутствует.)
|
|
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!