Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Топ:
Оснащения врачебно-сестринской бригады.
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Интересное:
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Дисциплины:
2017-11-16 | 176 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Контроль за развитием детей — составная часть системы оздоровительно-воспитательной работы с детьми в дошкольном учреждении. Цель его прежде всего в том, чтобы определить уровень развития каждого ребенка, возрастной группы и дошкольного учреждения в целом. При этом устанавливают также правильность медико-педагогических воздействий, условий воспитания. В результате систематического контроля удается не только определить уровень развития ребенка, но и увидеть первоначальные отклонения в его развитии, поведении, своевременно скорректировать воспитательные воздействия, определив для него индивидуальный режим жизни.
Что же это за критерии, по которым оценивается уровень развития детей?
Контроль за развитием ребенка, разработанный в нашей стране в 30-е годы в клинике проф. Н. М. Щелованова (за детьми первого года жизни), а в 50-е годы продолженный сотрудниками Центрального ордена Ленина института усовершенствования врачей (ЦОЛИУВ) под руководством проф. Н. М. Аксариной (для второ-
Зак. 1109. К- Л. Печор» и др.
го и третьего года жизни), имеет методологическую основу, которая отличает его от тестовых систем, существующих на Западе. У нас контроль опирается на изучение объективных закономерностей хода развития ребенка в определенных условиях воспитания. Ребенок раннего возраста отличается необыкновенно быстрым темпом развития, поэтому чем он младше, тем чаще нуждается в своевременном контроле за развитием. А это, в свою очередь, служит основанием создания для него необходимых условий — «социальных ситуаций», которые обеспечивают «...особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий» (Л. С. В ы-готский), необходимых для формирования новых качественных достижений в психическом развитии детей. На первом году жизни развитие ребенка контролируют детские поликлиники один раз в месяц, на втором — один раз в квартал, на третьем — один раз в полгода, в так называемые эпикризные сроки.
Контроль за развитием ребенка носит комплексный характер: это оценка состояния здоровья, физического и психического развития детей, их поведения. Невозможно врачу определить состояние здоровья ребенка без оценки его психического развития, как нельзя педагогу оценить психическое развитие без учета его состояния здоровья и применять соответствующие педагогические воздействия. В дошкольных учреждениях очень важна связь в работе врача и педагога. Развитие ребенка неразрывно связано с его воспитанием. Роль взрослого в этом процессе заключается в том, что, зная «зону ближайшего развития» (Л. С. Выготский), важно своевременно и правильно определить задачи для дальнейшего его
хода.
Известно, что ребенок развивается неравномерно: неравномерно созревание различных морфологических структур, функциональных систем, неравномерно и его психическое развитие. Поэтому наиболее чувствительные периоды к определенным воздействиям оптимальны и для определения состояния функциональной деятельности. Ведя контроль за развитием детей, дают оценку прежде всего ведущим, определяющим линиям (сферам) развития организма.
Что же должно оцениваться с целью контроля за развитием
Детей?
Прежде всего состояние здоровья; физическое и психическое развитие; поведение малыша. Одновременный контроль по указанным направлениям дает возможность провести комплексную оценку здоровья и развития ребенка.
При оценке поведения детей, за которым воспитатель следит ежедневно (а к моменту его оценки — в эпикризный период — особенно внимательно), следует учитывать настроение, сон, аппетит, характер бодрствования, индивидуальные особенности, черты личности ребенка. Для этого можно пользоваться памяткой-вопросником.
Настроение (бодрое, спокойное, раздражительное, подавленное, неустойчивое):
1. Бодрое, жизнерадостное настроение. Положитель
но относится к окружающим, с интересом активно играет, дружелюбен,
реакции эмоционально окрашены, часто (адекватно) улыбается, смеется,
охотно контактирует с окружающими.
2. Спокойное настроение. Положительно относится к окру
жающим, спокоен, активен, реакции менее эмоционально окрашены, чем
при бодром состоянии, меньше контактирует с окружающими по своей
инициативе.
3. Раздражительное, возбужденное состояние. Не
адекватно относится к окружающим, возможна бездеятельность или дея
тельность неустойчива, может вступать в конфликт, наблюдаются аф
фективные вспышки возбуждения, озлобленность, крик.
4. Подавленное настроение. Вял, бездеятелен, пассивен,
неактивен, замкнут, грустен, может плакать тихо, долго.
5. Неустойчивое настроение. Весел, смеется, быстро мо
жет заплакать, вступать в конфликт и быть замкнутым, переходить от од
ного настроения к другому.
Сон: 1. Засыпание (медленное, быстрое, спокойное, неспокойное).
2. Характер сна (глубокий, неглубокий, спокойный, не
спокойный с дополнительными воздействиями).
3. Длительность сна (укороченный, длительный, соот
ветствующий возрасту).
Аппетит (хороший, неустойчивый, плохой, избирательное отношение к пище).
Характер бодрствования (активный, малоактивный, пассивный).
Индивидуальные особенности, черты личности ребенка (контактен, инициативен, любознателен, дружелюбен, застенчив и др.).
При выявлении нервн о-п сихического развития ребенка второго года жизни1 следует его оценивать, исходя из основных линий развития, которые представлены определенными показателями состояния детей 1 года 3 месяцев, 1 года 6 месяцев, 1 года 9 месяцев и 2 лет. Это эпикризные сроки, когда проводится оценка нервно-психического развития ребенка: развитие понимания и активной речи ребенка; сенсорное развитие малыша; развитие игры и действий с предметами; развитие общих движений; формирование навыков самостоятельности.
Специальные проверки (с целью контроля) говорят о том, что показатели развития, отражающие становление игры и действий с предметами, движений, понимания речи, являются более стабильными, стержневыми, редко поддаются влиянию неблагоприятных факторов среды. Чаще наблюдается задержка в развитии по тем показателям, которые отражают развитие активной речи, так как на втором году жизни это новое образование в развитии психики ребенка и оно особенно чувствительно к влиянию неблагоприятных факторов. Данный показатель является информативным и требует
1 Здесь мы не останавливаем внимание читателя на методике оценки нервно-психического развития ребенка первого года жизни; даются лишь показатели развития, которые учитываются при планировании контроля за развитием детей второго и третьего годон ЖИЗНИ.
Выявляя уровень развития детей, воспитатель во время плановых проверок не обучает малыша, задания дает с опорой на приобретенные им умения.
вмешательства со стороны взрослых, которые стимулируют развитие активной речи детей.
На третьем году жизни оценка уровня развития ребенка идет по следующим линиям: развитие активной речи; сенсорное развитие; развитие игры и действий с предметами; формирование изобразительной и конструктивной деятельности; развитие общих движений; воспитание навыков самостоятельности.
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!