Классификация методов психодиагностического исследования. — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Классификация методов психодиагностического исследования.

2017-11-16 342
Классификация методов психодиагностического исследования. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Классификация методов психодиагностики призвана облегчить практическому работнику выбор методики, максимально соответствующей его задаче. Данная классификация была опубликована в 1977 году в монографии Б.Г.Ананьева «О проблемах современного человекознания». В основу классификации была положена структурная организация психологического исследования, отражающая состояние психологии 50-70-х годов и не утратившая, на мой взгляд, актуальность и в настоящее время. Классификация включает в себя различные методы, необходимые для подготовки и проведения исследования, которые объединены в четыре группы:

· организационные методы;

· эмпирические методы;

· методы обработки экспериментальных данных;

· методы интерпретации.

В группу организационных методов входят: сравнительный, лонгитюдный и комплексный. Организационные методы, судя уже по их названию, призваны определять стратегию исследования. От выбора той или иной организации исследования зависит подбор конкретных методик, процедура исследования, его конечный теоретический и практический результат.

Сравнительный метод организации исследования заключается в получении одного или нескольких срезов текущего состояния (уровня развития качества, отношений и т.п.) и сравнении результатов с аналогичным срезом, который был проведен в другое время, с другими испытуемыми, в других условиях и т.д. Для сравнения могут использоваться идеальные или модельные характеристики, нормативные значения и другие показатели.

Преимуществом сравнительного метода организации исследования является быстрота получения результатов и наглядность интерпретации. К недостаткам следует отнести необходимость учитывать многие факторы для объективности сравнения, низкую точность прогнозирования и необходимость критерия для сравнения. Этот метод эффективно используется в профотборе, когда по результатам тестирования делается вывод о пригодности испытуемого к конкретной работе – полученные данные сравниваются с профессионально важными в данной деятельности качествами.

Лонгитюдный метод (от англ. «long-time» - продолжительный во времени) заключается в наблюдении за объектом исследования в течение определенного времени и систематических срезах за этот период. По результатам исследования анализируется динамика изменения изучаемых особенностей. Преимуществом этого метода является возможность прогноза дальнейшего развития, самодостаточность и высокая надежность результатов, а недостатками – длительность исследования и большой объем данных, часто дублирующих друг друга. Лонгитюдный метод используется для изучения продолжительных по времени воздействий, например, педагогических или психотерапевтических.

Комплексный метод объединяет возможности сравнительного и лонгитюдного, когда типичные показатели серии срезов рассматриваются как показатель для сравнения, а результаты начального и конечного среза выступают различными данными для анализа. Данный метод часто используется для оценки эффективности программ обучения, когда изучается и динамика освоения материала, и прочность его усвоения, и объем приобретенных знаний и умений.

 

Эмпирические методы служат для непосредственного сбора фактов и объединяет довольно большую группу методов: обсервационные (все виды наблюдения и самонаблюдения); экспериментальные (естественный, лабораторный и др.); психодиагностические (тесты стандартизованные и проективные, анкеты, социометрия, интервью, беседа); праксиметрические (приемы анализа процессов и продуктов деятельности - хронометрия, циклография, профессиография, качественная оценка изделий и выполненных работ); биографические (анализ фактов, дат, событий жизненного пути, документации, свидетельств и т.п.).

Однако, на наш взгляд, разделение методов данной группы целесообразнее выразить несколько иначе:

наблюдение (самонаблюдение): требуются план, критерии, способность к дифференциации наблюдаемых признаков, группа экспертов для снижения субъективности итогового результата;

эксперимент (лабораторный и естественный): процедура проверки гипотез, когда конечный результат неизвестен;

тестирование (опросники, бланковые, манипуляционные, двигательные, проективные): стандартная процедура, когда варианты результата определены, но не известно, какой именно вариант характерен для данного испытуемого;

опрос (анкетирование, интервью, беседа): получение ответов на задаваемые вопросы – письменно, устно и зависимости от ответов на предыдущие вопросы;

моделирование (математическое, кибернетическое, имитационное и т.д.): изучение объекта путем создания и анализа его модели;

анализ продуктов деятельности: главное достоинство этого метода состоит в том, что исследование может проводиться опосредованно, то есть без присутствия испытуемого.

 

Методы обработки экспериментальных данных разделяют на количественные и качественные. К первым относится математико-статистическая обработка, ко вторым – описание типичных проявлений или исключений из общего правила.

К математико-статистической обработке следует отнести все процедуры перевода качественных данных в количественные показатели: экспертная оценка по шкале, рейтинг, нормирование, а также все формы статистического анализа – корреляционный, регрессионный, факторный, дисперсионный, кластерный и т.д.

 

Методы интерпретации включают в себя генетические (филогенетический, онтогенетический, социогенетический и т.п.) и структурные (психография, типологическая классификация). Генетический метод в результатах исследования выделяет фазы, стадии, сензитивные периоды, кризисы и т.п., а структурный метод - характеристики систем и типы связей между ними.

В компьютерной диагностике при анализе форм интерпретации данных исследования важно рассмотреть еще и формы представления результатов, которые можно разделить на:

 

числовые показатели;

текстовое описание;

графическое представление.

 

Значение адекватной формы представления результатов трудно переоценить, так как именно эта информация становится основой для дальнейших решений и действий. С помощью различных форм представления результатов можно как акцентировать отдельные моменты, так и наоборот – отвлечь от них внимание, поэтому психолог должен уметь эффективно пользоваться всем разнообразием средств, которые предоставляет компьютерная техника. При этом рекомендуется:

результаты в числовой форме дополнять графической, а в числовых таблицах важные показатели выделять цветом, шрифтом, размером и т.п.;

для графического представления результатов «срезов» использовать гистограммы, а не график, которые можно комбинировать (метод «срезов» предъявляет особые требования к регулярности их проведения);

процентные соотношения представлять в круговой диаграмме или одинаковых фигурах;

при изображении разных по размерности величин привести их к единой системе исчисления (см. программу «Профиль»);

процессы изменения графически отображать в динамике, например, с помощью анимации и т.д.

 

Современные компьютерные программы, например, MS Office или пакеты статистической обработки, предоставляют широкие возможности для выбора формы презентации результатов диагностики, и всегда есть возможность быстро создать разные варианты в поиске наиболее удачного (рис. 1). Помните, что результаты, полученные с помощью одной методики, нередко должны сопоставляться с результатами работы по другим методикам, и пренебрежение этом требованием существенно снижает эффективность компьютерной реализации методики.


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.