Тема лекции 12. Переговоры и арбитраж как модель разрешения конфликтов — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Тема лекции 12. Переговоры и арбитраж как модель разрешения конфликтов

2017-11-16 200
Тема лекции 12. Переговоры и арбитраж как модель разрешения конфликтов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тезисы лекции

 

1. Понимание внутригруппового конфликта в психологии отличается наиболь­шей неопределенностью. Фактически его описание либо подменяется рас­смотрением групповых процессов, либо сводится к некоей совокупности межличностных напряженностей в группе или взаимодействию отдельных группировок.

2. Конфликты разных видов обнаруживают общность, проявляющуюся в про­живании личностью конфликта на всех “уровнях” своего существования, в возможном “движении” конфликта по этим уровням.

3. Психологические конфликты разных видов в своей основе являются интер­субъектными, так как конфликт всегда развивается между субъектами — представителями групп, участниками интерперсонального взаимодействия или в виде конфликта с самим собой.

Рекомендованная литература: 1,4,11,13

 

 

Тема лекции 13. Переговоры и арбитраж как модель разрешения конфликтов

Тезисы лекции

1. Групповая психотерапевтическая работа имеет своей целью за счет группового контекста помочь проявлению, осознанию и “проживанию” своих конфликтов человеком. Фактор группы содержит мощный терапевтический потенциал. Конкретные формы использования возможностей группы зависят от ориентации терапевта на конкретные теоретические подходы. В современной практике индивидуальная и групповая психотерапевтическая работа часто сочетаются. Групповая психотерапия позволяет как строить работу по стимулированию внутреннего диалога человека с самим собой, так и вводить его в диалог реаль­ного взаимодействия с другими участниками группы, в том числе с их помощью воспроизводить его диалог со “значимыми другими”.

2. Диалог, который человек ведет сам с собой или с другими людьми, пытаясь разрешить переживаемые им конфликты, в свою очередь, “встроен” в процесс взаимодействия клиента с терапевтом. В этом взаимодействии терапевт мо­жет занимать разнообразные позиции — от учителя, наставника, тренера и др. до позиции партнера, вступающего с клиентом в отношения двух равно­ценных личностей. Этот последний тип отношений и создает возможность подлинного диалога между терапевтом и клиентом. Диалог исключает на­ставничество (и любую позицию “сверху”) и позволяет терапевту занимать позицию посредника в “главном” диалоге клиента — его диалоге по разреше­нию собственного конфликта.

3. Для современной психологической практики характерен отказ от былого про­тивопоставления разных подходов и претензий на универсальность какого-то одного метода. Следствием этого стала тенденция к интеграции, к появлению “синтетических” направлений и подходов. Важнейшим результатом интенсив­ного развития психологической практики стал отказ специалистов от принци­па обязательного следования психотерапевтическому канону, во многом сло­жившемуся под влиянием жестких принципов психоаналитической традиции и обретения ими права на свободу и творчество. Отечественная психологичес­кая практика должна пойти путем “осознавания”, который открывает возмож­ности понимания и преодоления ею своих проблем.

Рекомендованная литература: 1,4,11,13

 

Тема лекции 14. Психологическая традиция работы с конфликтами

Тезисы лекции

1. Задача практической помощи психолога по преодолению конфликтов челове­ка состоит в инициировании и организации его диалога как наиболее конструк­тивной формы разрешения конфликта с самим собой или другими людьми. Раз­личные виды психологической помощи применительно к проблеме разреше­ния конфликтов представляют собой разные формы организации этого диало­га: психотерапевтическая работа — это помощь человеку в диалоге с самим собой, психологическое консультирование — помощь в диалоге человека с другими.

2. Соответственно трем основным направлениям психологии выделяются и три основных направления в психотерапии — психоаналитическое (динамиче­ское), поведенческое (бихевиористское) и гуманистическое.

3. В соответствии со своим пониманием конфликтов психоанализ видит возмож­ность их преодоления в выявлении бессознательного, “уничтожении” вытес­нения и победе сознательного. Фрейдовский психоанализ был ориентирован на выявление невротических проявлений. В следующих поколениях психо­аналитиков психоанализ начинает рассматриваться как средство общего развития личности, но во многом сохраняется приверженность такой модели взаимодействия терапевта с пациентом, при которой именно психоаналити­ку принадлежит активная доминирующая позиция, предполагающая влия­ние на пациента, с помощью которого и реализуется психотерапевтическое воздействие.

4. Поведенческая психотерапия фокусируется на работе с поведением человека в широком смысле — включая разнообразные “внешние” и “внутренние” отве­ты-реагирования. Она стремится улучшить это “реагирование”, исходя из трудностей, заявленных самим человеком. Наиболее успешными оказались “синтетические” когнитивно-бихевиористские подходы, в частности один из са­мых известных — рационально-эмотивная терапия. С помощью терапевта кли­ент “заменяет” свои представления, которые являются причиной неадекватно­го поведения и переживаний, внешних и внутренних конфликтов, на более кон­структивные. Поведенческая психотерапия более ориентирована на работу с интерперсональными проблемами, переживаемыми как внутриличностные и межличностные конфликты.

5. Гуманистическое направление в психотерапии является наиболее разнород­ным, сформировавшимся в оппозиции к динамическому и поведенческому направлениям. Оно изменяет само понятие сути психотерапии, психотера­певтического воздействия, выступая против элементов принуждения в пси­хотерапии, против “объектного” взгляда на пациента, воздействия на него,

утверждая принцип работы “здесь-и-теперь” и делая ее целью стимулирование процесса исследования человеком своей души.

6. Клиентцентрированная терапия Роджерса провозглашает своей целью реали­зацию потенциала человека, наделенного естественным стремлением к разви­тию и адаптации, обретение им возможности такого развития. Психотерапев­тический процесс — это прохождение клиентом через стадии “разблокирова­ния” внутренней коммуникации между частями “Я”, развитие диалога в обще­нии человека с самим собой. Усиление личной конгруэнтности человека, а также его конгруэнтности в общении является также основным способом пре­одоления интерперсональных трудностей. Психотерапевт — это человек, вступающий в равноправные личностные отношения с клиентом, которому он помогает найти путь к самому себе.

Рекомендованная литература: 1,4,11,13

 

Тема лекции 15. Консультативные возможности разрешения конфликтов

Тезисы лекции

Посредничество психолога в разрешении конфликтов

1. Психологическое посредничество ориентировано на решение конкретных кон­фликтных ситуаций. Психологическое посредничество — это психологи­ческая помощь людям в конфликтных ситуациях, которая направлена на вос­становление нарушенных отношений и их продолжение на новой, более кон­структивной основе.

2. Наибольший опыт в области одновременной психологической работы с не­сколькими участниками ситуации накоплен в области семейной терапии. Ее целью становятся целостные изменения в семейной системе, а основные при­емы направлены на выработку новых конструктивных способов взаимодей­ствия, переход на новый диалогический уровень общения.

3. Психологическое посредничество представляет собой форму работы, соеди­няющую психологические представления о работе с конфликтами, возмож­ности ситуационного подхода и опыт конфликтологии, накопленный в области

переговорной практики и медиаторства. Ситуационный подход предполагает возможность целостного изменения ситуации за счет модификации ее базис­ных черт, что влечет за собой изменения в поведении и взаимодействии уча­ствующих в данной ситуации людей.

4. Психологическое посредничество направлено на процесс организации диалога между людьми. Оно основано на такой стратегии психологической работы, в соответствии с которой позитивный опыт работы с конкретным конфликтом человека становится основой более глубоких изменений.

5. Возможность взаимопонимания предполагает такое конструктивное взаимо­действие, которое ведет к ослаблению противостояния сторон. Организацию этого взаимодействия в конфликте берет на себя психолог. Процесс психоло­гического посредничества переводит межличностный конфликт в форму коммуникативной ситуации с особыми правилами, взаимодействие в кото­рой способствует урегулированию конфликта.

6. Процесс психологического посредничества включает в себя стадии раздель­ной работы с отдельными участниками конфликта и их совместные встречи и обсуждение конфликта. Особенностью контакта посредника с клиентом яв­ляется необходимость нейтральной позиции посредника. Она означает неза­интересованность в преимуществе той или иной стороны в конфликте, “по­беде” одной позиции, реализации отдельных интересов и т.д. Это безоценоч­ная позиция психолога, ориентированного на восстановление отношений участников конфликта.

Рекомендованная литература: 1,4,11,13

 

Планы семинарских и практических занятий

Тема 1: Понятие конфликта

Вопросник:

1.Интерпретация конфликта обыденным сознанием и наукой.

2.Классификация видов конфликтных явлений.

3.Научные определения конфликтов. Признаки конфликтов.

Задания:

Составить схему включающую в себя все элементы конфликта.

 


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.