Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Топ:
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Интересное:
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Дисциплины:
2017-11-18 | 2210 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Наиболее полно свои взгляды на "политические задачи революции в России", государство и социализм Лавров изложил в работе "Государственный элемент в будущем обществе" (Лондон, 1876). Рассматривая широкий круг вопросов, Лавров, в частности, утверждал, что теория социализма направлена на усиление солидарности и кооперации, на борьбу против эксплуатации человека человеком; практика социализма предполагает всеобщий труд, общую собственность и федерацию трудящихся; путь достижения социализма - социальная революция, экономический переворот, отрицающий государство - общественную форму, основанную на принципе принуждения ("юридический союз", в котором законодательство перешло "из рук всего политического общества в руки одной доли его", одна группа лиц может сделать свою волю обязательной для других, а личность "закрепощается обществу" независимо от своего согласия). Государство - элемент, указывающий на недостаток общественной солидарности. Перспективы его исчезновения связаны с достижением солидарности в обществе.
Но, с точки зрения Лаврова, государство нельзя уничтожить разом или путем внезапного переворота ("внезапные перевороты не создают солидарности"), поэтому "государственный элемент" будет присутствовать и "накануне" революции, при организации партии и "на другой день" переворота. В первом случае он появляется в функционировании "социально-революционного союза" - конспиративной организации с "достаточной властью центрального органа", во втором, "элемент власти одной доли населения над другой" неизбежен при учете и обобществлении имущества, введении обязательного для всех труда, устройстве школ по новому типу, организации военного дела и других мер, которые будут осуществляться не специальной администрацией, судами и полицией, а "свободной деятельностью инициативных обществ, групп", в том числе и "групп прямой народной расправы" над врагами революции и социализма.
|
При этом, по мнению Лаврова, жесткость наказания врагов и "вредителей" должна смягчаться по мере укрепления нового строя - "трудового союза", в котором "государственный элемент" постепенно сменится "элементом свободной федерации личностей и групп для каждого отдельного дела".
Значительное внимание Лавров, в отличие от других народников, уделял проблемам подготовки революции, доказывая, что методом стихийного порыва, без серьезного подготовления социального взрыва успеха невозможно добиться. Во-первых, сами революционеры должны вооружиться знанием «законов развития общественных форм», понять народные потребности, во-вторых, благодаря пропаганде и посредством своей «страдальческой жизни», народ должен осознать необходимость революции и поверить в свои могучие силы. Интеллигенты-пропагандисты должны помочь становлению армии пропагандистов из народа. При этом только после социальной революции, когда рухнет притеснительное государство возможно приобщение народа к широкому образованию и научному знанию. За подобные установки многие эмигранты упрекали Лаврова в «недостаточной революционности».
В социологической концепции Лаврова подлинными историческими деятелями оказываются «развитые, критически мыслящие личности» – прогрессивные и революционно настроенные представители образованного слоя общества. Эти личности определяют критерии прогресса, цели и идеалы общественного развития. Такой подход приводит к признанию решающей роли субъективного начала в истории. Для Лаврова в социологии действует именно субъективный метод: общественные изменения своеобразны, неповторимы, они результат усилий личности, и объективные научные методы здесь неприложимы. Мечтая о социалистических преобразованиях в России, Лавров, как и другие вожди народничества, возлагал надежды на крестьянскую общину, на «проникновение принципов коллективного труда и коллективной собственности в рабочие массы», верил в постепенное приобщение народа к активной общественной и политической жизни, в «народную инициативу».
|
|
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!