Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Топ:
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Интересное:
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Дисциплины:
2017-10-16 | 309 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Показатели сформированности устной речи | Показатели сформированности зрительных функций | |
Речевые ошибки чтения | г = 0,280 р = 0,036 | г = - 0,204 р = 0,132 |
Зрительные ошибки чтения | г = - 0,030 р = 0,826 | г = 0,272 р = 0,043 |
Данные таблицы 20 указывают на взаимосвязь между уровнем сформированности устной речи и количеством речевых ошибок чтения (г = 0,280; р = 0,036), а также между уровнем сформированности зрительных функций и количеством зрительных ошибок чтения (г = 0,272; р = 0,043).
Сравнение показателей сформированности устной речи и зрительных функций с другими характеристиками чтения (скорость чтения и понимание прочитанного) выявило также наличие корреляций между:
• показателем сформированности устной речи и ошиб
ками понимания (г = 0,417, р = 0,001). Иначе говоря, для
учащихся с нарушениями устной речи (высоким речевым
показателем) характерны нарушения смысловой стороны
чтения;
• показателем сформированности зрительных функ
ций и скоростью чтения (г = -0,276, р = 0,04). Наличие от-
эицательной корреляции указывает на то, что детям с нарушением зрительных функций (высоким зрительным показателем) свойственен низкий темп чтения.
Таким образом, в результате изучения навыков чтения, устной речи и зрительных функций у учащихся начальных классов общеобразовательной школы установлена взаимосвязь между особыми типами нарушений чтения и несформированностью определенных психических функций (речевых и зрительных). Было установлено так-оке, что дислексия может возникать не только в результате речевых нарушений. Она может быть обусловлена особенностями формирования зрительных функций.
Выявлено, что нарушения речевых операций, составляющих базу для овладения чтением (звукопроизноше-ние, звуковое восприятие, фонематический анализ и синтез, лексико-грамматические операции и др.), сопровождаются следующими видами дислексических ошибок: смешения букв, обозначающих акустико-артикуляционно близкие согласные и гласные звуки, смешения букв, обозначающих твердые и мягкие согласные, ошибки ударения, нарушение норм орфоэпии, аграмматизмы, ошибки в прочтении окончаний. Помимо этого, нарушения устной речи затрудняют понимание прочитанного.
|
Нарушения зрительных функций приводят к возникновению следующих ошибок чтения: замены слов на основе зрительного сходства, реверсии букв и слогов, персеверации, антиципации, оптические ошибки, ошибки интонационного обозначения границ предложения, пропуски и повторы строк, перестановки слов. Несформированность зрительных функций проявляется также в крайне замедленном темпе чтения.
Изученные нами зрительные функции условно были разделены на гностические и моторные. О несформирован-ности зрительных гностических механизмов у школьников свидетельствовали нарушения зрительного узнавания, проявляющиеся в замедленном темпе воспроизведения стимулов, в сужении объема воспроизведенных стимулов,
в нарушении последовательности при воспроизведении стимулов, в оптических ошибках узнавания, в вербально-перцептивных заменах названий предметных стимулов. О нарушении зрительных моторных функций учеников свидетельствовали ошибки прослеживания движущихся стимулов, проявляющиеся в невозможности опознать такой стимул, воспроизведение стимулов в реверсивном направлении, свидетельствующее о несформированности лево-правого направления зрительного внимания, низкие показатели зрительной работоспособности. На основе полученных данных среди учащихся с дислексией были выделены дети, для которых наибольшие трудности представляли именно гностические операции, дети с нарушением моторных функций зрения, а также школьники с сочетанными нарушениями и гностических и зрительных механизмов чтения.
|
Зрительные гностические нарушения приводят к возникновению смешений оптически сходных букв. Качественный анализ этого вида ошибок показал, что среди смешений оптически сходных букв самыми распространенными оказались смешения е — ё, и — и, б — р, то есть букв, отличающихся только надстрочными или подстрочными элементами, что свидетельствует о фрагментарности зрительного восприятия учащихся с дислексией, недостаточно развитым вниманием ко всем элементам буквы. Похожий механизм, на наш взгляд, может лежать в основе замен слов по зрительному сходству. Выхватив в слове несколько букв (как правило, это бывают первые буквы слова), ребенок строит на них догадку обо всем слове.
Моторный компонент зрения обеспечивает все виды движений глаз во время чтения: точные прослеживающие, антиципирующие (готовящие зону прогноза) и регрессивные (уточняющие). Нарушение движений глаз при чтении приводит к реверсиям букв и слогов, антици-пациям и персеверациям. Пропуски и повторы строк при чтении также, на наш взгляд, могут быть результатом нарушения точных прослеживающих движений глаз.
Направления работы
|
|
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!