Психолгия воспитания. Воспитание и формирование личности ребенка. — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Психолгия воспитания. Воспитание и формирование личности ребенка.

2017-10-11 390
Психолгия воспитания. Воспитание и формирование личности ребенка. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Воспитание является объектом изучения как педагогики так и психологии. «Психология воспитания выявляет, как целенаправленные воспитательные меры взаимодействуют с внутренними психологическими особенностями человека» Разделение это достаточно условно, так, например, специфика содержания, форм и методов воспитания не может не учитывать психологических особенностей детей, их возраста, особенностей социальной ситуации, в которой находятся дети и т.п. Равно как и изучение психологической сущности воспитания не может остаться в стороне от приёмов и методов воспитания. Внимание педагогики сосредоточено на формах и методах воспитания, а психологии на особенностях взаимодействия воспитательных мер с психологическими и личностными особенностями детей. Однако при этом цели и задачи педагогики и психологии едины: это развитие личности ребёнка.

Воспитание в отличие от социализации, происходящей в ус­ловиях стихийного взаимодействия человека с окружающей сре­дой, рассматривается как процесс целенаправленной и сознатель­но контролируемой социализации (семейное, религиозное, школь­ное воспитание). И та, и другая социализация имеют ряд разли­чий в разные периоды развития личности. Одно из самых суще­ственных различий, имеющих место во всех периодах возрастного развития личности, — это то, что воспитание выступает своеоб­разным механизмом управления процессами социализации. В силу этого воспитанию присущи две основные функции: упорядочивание всего спектра влияний (физических, социальных, психологических и др.) на личность и создание условий для ус­корения процессов социализации с целью развития личности. В соответствии с этими функциями воспитание позволяет преодо­леть или ослабить отрицательные последствия социализации, придать ей гуманистическую ориентацию, востребовать научный потенциал для прогнозирования и конструирования педагогиче­ской стратегии и тактики.

 

 

6.Структура воспитательного процесса и требования к нему.

Следующая структура основана на выделении главных ста­дий воспитательного процесса. Критерий — последовательность этапов для единства и постепенности воспитательного про­цесса.

Осознание воспитанниками требуемых норм и правил поведе­ния — важный этап процесса воспитания. Без этого формиро­вание заданного типа поведения личности не может быть ус­пешным.

Убеждения — это твердые, основанные на определенных принципах и мировоз­зрении взгляды, которые служат руководством в жизни.

Формирование чувств — еще один непременный и очень важный компонент воспитательного процесса. Без человечес­ких эмоций, как утверждали еще древние философы, нет и не может быть человеческого искания истины. Но, конечно, главный этап воспитательного процесса — деятельность. Чем большее место в структуре воспитательного про­цесса занимает педагогически целесообразная, хорошо органи­зованная деятельность, тем выше эффективность воспитания.

Следующая структура основана также на выделении после­довательных этапов процесса, но уже по другому критерию — связи и зависимости между компонентами, обеспечивающими эф­фективность протекания процесса: а) проектирование процесса - определение цели и конкретных задач вос­питания; б) организация материальной, общественной, духовной дея­тельности; в) регулирование межличностного общения и его коррекция в процессе основных видов деятельности воспитан­ников; г) контроль и подведение итогов, установление соотно­шения между полученными и запланированными результатами, анализ достижений и неудач.

В качестве критерия для выделения этапов воспитательного процесса можно применить и последовательность педагогичес­ких действий. Тогда в структуре появляются следующие ком­поненты: 1) ознакомление с общими нормами и требованиями; 2) формирование отношений; 3) формирование взглядов и убеждений; 4) формирование общей направленности лично­сти

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.006 с.